Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Ассертивный и социально-психологический тренинг как методы работы с аддиктивным поведением

Понятие «ассертивность»

Определение 1

Ассертивность — это способность человека отстаивать свои интересы, при этом не задевая чужих.

Чаще всего ассертивность понимается как способность самостоятельно регулировать свое поведение, как естественность и независимость от внешних оценок и влияний.

Ассертивный человек. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Ассертивный человек. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Ассертивный человек, считает Р. Фричи, отвечает за свое поведение, уважает сам себя и других, умеет слушать, позитивен, при необходимости пытается достичь разумного компромисса.

Близкой аналогией к термину ассертивность является понятие самодостаточность.

Концепция ассертивности базируется на положениях гуманистической психологии. Асертивное поведение Солтер рассматривает как конструктивный и оптимальный способ межличностного взаимодействия в противовес манипуляции и агрессии.

Подвергаясь внешнему влиянию, человек часто оказывается беззащитным, и окружающие используют это в своих корыстных целях. Бывает так, что человек не может найти в себе силы противостоять неприемлемым требованиям и, вопреки своим желаниям и установкам подчиняется, не решившись высказать собственные требования и притязания.

Когда собственные поступки и побуждения постоянно сверяются с ожиданиями других людей, человек начинает стесняться своих чувств и боится показать свое настоящее лицо. Делая попытку преодолеть неловкость положения, он сам учится манипулировать и отвечать на агрессию таким же образом. Такая тактика дает иллюзорный временный эффект и в плане межличностных отношений и душевного комфорта обедняет человека.

«Ассертивный и социально-психологический тренинг как методы работы с аддиктивным поведением» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Попадая под власть чьих-то чуждых ему установок, человек безотчетно страдает. Ассертивность в сфере межличностных отношений предполагает отказ от опоры на чужие мнения и свое поведение культивировать в соответствии со своими интересами, побуждениями, настроениями. Поскольку поведение человека может быть уверенным и неуверенным, то ассертивного человека надо отличать от агрессивного и неуверенного в себе.

Неуверенность имеет два полюса – агрессивность и застенчивость. Отсюда неуверенный человек может быть застенчивым и тихим, избегать прямого взгляда, пасовать перед давлением на него. Неуверенный человек пассивен, уходит от прямого обсуждения проблем, о своих потребностях говорит в косвенной форме.

Неуверенность, с другой стороны, может проявляться и в агрессивной форме, когда человек кричит, оскорбляет, проявляет враждебность, пытается не удовлетворить свои потребности, а наказать другого.

Человека, уверенного в себе, А. Солтер наделил такими характеристиками:

  • эмоциональность речи – в речи проявляется подлинное выражение всех чувств, которые испытывает человек;
  • экспрессивность речи – ясное проявление чувств и соответствие между словами и невербальным поведением;
  • противостояние и атака – прямое и честное выражение своего мнения, без оглядки на кого бы то ни было;
  • отсутствие попыток спрятаться за неопределенными формулировками;
  • принятие похвалы, импровизация как спонтанное выражение повседневных забот, потребностей, чувств.

Задачи тренинга по развитию навыков уверенного поведения

Аддиктивное поведение в психологии считается разновидностью девиантного поведения.

Аддиктивное поведение – это зависимое поведение, которое выбирает слабый человек, потому что употребление алкоголя, наркотиков и других вредных веществ на короткое время дает яркие впечатления и положительные эмоции.

Замечание 1

Целью ассертивного тренинга является выработка уверенного поведения, формирование уверенности индивида в собственных силах, способности ставить цели и претворять их в жизнь.

Уверенность предполагает субъективную установку на самого себя, социальную готовность её адекватной реализации, свободы от страха и торможения. Уверенное поведение способствует редукции агрессивного поведения и исчезновения поводов для агрессии.

Цели ассертивного тренинга можно реализовать через социальные ситуации. Их тренировка происходит в реальных условиях или ролевой игре и охватывает четыре основные категории самоосознаваемого поведения:

  1. выдвижение требований;
  2. умение говорить «нет» и критиковать;
  3. умение устанавливать контакт;
  4. обращать внимание на себя, свои интересы и цели, позволять себе ошибаться.

Из методов ассертивного тренинга можно назвать поведенческие упражнения и ролевую игру, тренинг домашние задания, оперантное обусловливание, видеообратную связь, ступенчатое приближение, инструкции и самоинструкции, научение с листом обучения, научение по моделям и др.

Первая задача – определить тип поведения (уверенный, неуверенный, агрессивный).

Вторая задача может быть связана с коррекцией нерационального поведения – это изменение представлений, ведущих к враждебному или агрессивному ответу.

На этапе «открытых глаз» пациент принимает права быть уверенным, каковы его права как человека, каковы права в социальных ролях. А такие убеждения, как «у меня есть право выражать свои чувства», « у меня есть право сказать «нет» без чувства вины», «я имею право устанавливать свои приоритеты», помогают пациенту начать изменяться.

В руководстве по уверенному поведению можно ознакомиться с рекомендациями по общению:

  • при решительном «нет» отказ надо объяснить, только без извинительного тона;
  • ответ должен быть быстрым и коротким;
  • при неразумном предложении, просите объяснений;
  • при общении надо смотреть прямо на человека, возможно, выбрать «язык тела»;
  • при досаде или критике не нападайте на личность, а комментируйте только поведение;
  • при комментариях поведения другого человека используйте Я-утверждения (я полагаю и т.д.);
  • используйте в беседах заготовки уверенных ответов.

Надо хорошо помнить, что отучиться от плохих привычек за один день невозможно, также как и приобрести новые. За неуверенное или агрессивное поведение не надо себя ругать, а лучше постараться понять, на каком этапе произошел сбой и как в следующий раз управлять ситуацией.

Социально-психологический тренинг как метод работы с аддиктивным поведением

В тренинговой работе выделяется несколько базовых методов – традиционными являются групповая дискуссия и ситуационно-ролевая игра.

Теоретики и практики тренингов к числу базовых методов относят тренинг сензитивности, включающий техники невербального взаимодействия. Он ориентирован на тренировку межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства. Также предлагается использовать медитативные и суггестивные техники.

Тренинговая группа представляет собой адекватную модель личностного развития, она создает условия интенсивного переживания каких-либо событий.

Её участники объединены общим запросом – приобрести уверенность. Движение идет в индивидуальном темпе каждого участника от простого к более сложному.

С одной стороны, тренинг может вызвать неуверенность ребенка, потому что действовать надо в присутствии других детей. С другой стороны, происходит многократное проигрывание новой модели поведения до стадии закрепления.

Неудачи в процессе тренинга принимаются и могут быть исправлены. Кроме этого создается ситуация реального общения, что помогает опыт тренинга эффективно перенести в реальную жизнь.

От того, насколько в группе соблюдаются общепринятые принципы, будет зависеть результативность социально-психологического тренинга.

К принципам работы тренинговой группы относятся – общение без принуждения и насилия, самодиагностика – осознание и формулирование личностно значимых проблем, отсутствие конкуренции в отношениях – принцип работает, если в группе создана атмосфера доверия и психологической безопасности.

В ходе занятий подчеркивается ценность и уникальность каждого участника.

Следующими принципами являются включенность каждого участника в ход занятий и гармонизация эмоциональной и интеллектуальной сфер.

При высоком эмоциональном накале тренинга его участники искренне переживают события, происходящие в группе, что помогает им откровенно общаться.

При соблюдении принципов социально-психологического тренинга решается двойная организационная задача – каждый участник обеспечивается занятием, позволяющим проявлять его активность, объективацию поведения и исследовательскую направленность и, во-вторых, психолог имеет возможность избрать оптимальную тактику проведения занятий.

Ориентирование группы на личность участника и поддержание совместной ответственности делает социально-психологический тренинг наиболее продуктивным.

Дата последнего обновления статьи: 22.06.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot