Понятие «ассертивность»
Ассертивность — это способность человека отстаивать свои интересы, при этом не задевая чужих.
Чаще всего ассертивность понимается как способность самостоятельно регулировать свое поведение, как естественность и независимость от внешних оценок и влияний.
Рисунок 1. Ассертивный человек. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Ассертивный человек, считает Р. Фричи, отвечает за свое поведение, уважает сам себя и других, умеет слушать, позитивен, при необходимости пытается достичь разумного компромисса.
Близкой аналогией к термину ассертивность является понятие самодостаточность.
Концепция ассертивности базируется на положениях гуманистической психологии. Асертивное поведение Солтер рассматривает как конструктивный и оптимальный способ межличностного взаимодействия в противовес манипуляции и агрессии.
Подвергаясь внешнему влиянию, человек часто оказывается беззащитным, и окружающие используют это в своих корыстных целях. Бывает так, что человек не может найти в себе силы противостоять неприемлемым требованиям и, вопреки своим желаниям и установкам подчиняется, не решившись высказать собственные требования и притязания.
Когда собственные поступки и побуждения постоянно сверяются с ожиданиями других людей, человек начинает стесняться своих чувств и боится показать свое настоящее лицо. Делая попытку преодолеть неловкость положения, он сам учится манипулировать и отвечать на агрессию таким же образом. Такая тактика дает иллюзорный временный эффект и в плане межличностных отношений и душевного комфорта обедняет человека.
Попадая под власть чьих-то чуждых ему установок, человек безотчетно страдает. Ассертивность в сфере межличностных отношений предполагает отказ от опоры на чужие мнения и свое поведение культивировать в соответствии со своими интересами, побуждениями, настроениями. Поскольку поведение человека может быть уверенным и неуверенным, то ассертивного человека надо отличать от агрессивного и неуверенного в себе.
Неуверенность имеет два полюса – агрессивность и застенчивость. Отсюда неуверенный человек может быть застенчивым и тихим, избегать прямого взгляда, пасовать перед давлением на него. Неуверенный человек пассивен, уходит от прямого обсуждения проблем, о своих потребностях говорит в косвенной форме.
Неуверенность, с другой стороны, может проявляться и в агрессивной форме, когда человек кричит, оскорбляет, проявляет враждебность, пытается не удовлетворить свои потребности, а наказать другого.
Человека, уверенного в себе, А. Солтер наделил такими характеристиками:
- эмоциональность речи – в речи проявляется подлинное выражение всех чувств, которые испытывает человек;
- экспрессивность речи – ясное проявление чувств и соответствие между словами и невербальным поведением;
- противостояние и атака – прямое и честное выражение своего мнения, без оглядки на кого бы то ни было;
- отсутствие попыток спрятаться за неопределенными формулировками;
- принятие похвалы, импровизация как спонтанное выражение повседневных забот, потребностей, чувств.
Задачи тренинга по развитию навыков уверенного поведения
Аддиктивное поведение в психологии считается разновидностью девиантного поведения.
Аддиктивное поведение – это зависимое поведение, которое выбирает слабый человек, потому что употребление алкоголя, наркотиков и других вредных веществ на короткое время дает яркие впечатления и положительные эмоции.
Целью ассертивного тренинга является выработка уверенного поведения, формирование уверенности индивида в собственных силах, способности ставить цели и претворять их в жизнь.
Уверенность предполагает субъективную установку на самого себя, социальную готовность её адекватной реализации, свободы от страха и торможения. Уверенное поведение способствует редукции агрессивного поведения и исчезновения поводов для агрессии.
Цели ассертивного тренинга можно реализовать через социальные ситуации. Их тренировка происходит в реальных условиях или ролевой игре и охватывает четыре основные категории самоосознаваемого поведения:
- выдвижение требований;
- умение говорить «нет» и критиковать;
- умение устанавливать контакт;
- обращать внимание на себя, свои интересы и цели, позволять себе ошибаться.
Из методов ассертивного тренинга можно назвать поведенческие упражнения и ролевую игру, тренинг домашние задания, оперантное обусловливание, видеообратную связь, ступенчатое приближение, инструкции и самоинструкции, научение с листом обучения, научение по моделям и др.
Первая задача – определить тип поведения (уверенный, неуверенный, агрессивный).
Вторая задача может быть связана с коррекцией нерационального поведения – это изменение представлений, ведущих к враждебному или агрессивному ответу.
На этапе «открытых глаз» пациент принимает права быть уверенным, каковы его права как человека, каковы права в социальных ролях. А такие убеждения, как «у меня есть право выражать свои чувства», « у меня есть право сказать «нет» без чувства вины», «я имею право устанавливать свои приоритеты», помогают пациенту начать изменяться.
В руководстве по уверенному поведению можно ознакомиться с рекомендациями по общению:
- при решительном «нет» отказ надо объяснить, только без извинительного тона;
- ответ должен быть быстрым и коротким;
- при неразумном предложении, просите объяснений;
- при общении надо смотреть прямо на человека, возможно, выбрать «язык тела»;
- при досаде или критике не нападайте на личность, а комментируйте только поведение;
- при комментариях поведения другого человека используйте Я-утверждения (я полагаю и т.д.);
- используйте в беседах заготовки уверенных ответов.
Надо хорошо помнить, что отучиться от плохих привычек за один день невозможно, также как и приобрести новые. За неуверенное или агрессивное поведение не надо себя ругать, а лучше постараться понять, на каком этапе произошел сбой и как в следующий раз управлять ситуацией.
Социально-психологический тренинг как метод работы с аддиктивным поведением
В тренинговой работе выделяется несколько базовых методов – традиционными являются групповая дискуссия и ситуационно-ролевая игра.
Теоретики и практики тренингов к числу базовых методов относят тренинг сензитивности, включающий техники невербального взаимодействия. Он ориентирован на тренировку межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства. Также предлагается использовать медитативные и суггестивные техники.
Тренинговая группа представляет собой адекватную модель личностного развития, она создает условия интенсивного переживания каких-либо событий.
Её участники объединены общим запросом – приобрести уверенность. Движение идет в индивидуальном темпе каждого участника от простого к более сложному.
С одной стороны, тренинг может вызвать неуверенность ребенка, потому что действовать надо в присутствии других детей. С другой стороны, происходит многократное проигрывание новой модели поведения до стадии закрепления.
Неудачи в процессе тренинга принимаются и могут быть исправлены. Кроме этого создается ситуация реального общения, что помогает опыт тренинга эффективно перенести в реальную жизнь.
От того, насколько в группе соблюдаются общепринятые принципы, будет зависеть результативность социально-психологического тренинга.
К принципам работы тренинговой группы относятся – общение без принуждения и насилия, самодиагностика – осознание и формулирование личностно значимых проблем, отсутствие конкуренции в отношениях – принцип работает, если в группе создана атмосфера доверия и психологической безопасности.
В ходе занятий подчеркивается ценность и уникальность каждого участника.
Следующими принципами являются включенность каждого участника в ход занятий и гармонизация эмоциональной и интеллектуальной сфер.
При высоком эмоциональном накале тренинга его участники искренне переживают события, происходящие в группе, что помогает им откровенно общаться.
При соблюдении принципов социально-психологического тренинга решается двойная организационная задача – каждый участник обеспечивается занятием, позволяющим проявлять его активность, объективацию поведения и исследовательскую направленность и, во-вторых, психолог имеет возможность избрать оптимальную тактику проведения занятий.
Ориентирование группы на личность участника и поддержание совместной ответственности делает социально-психологический тренинг наиболее продуктивным.