Краткая биография
Лурия Александр родился в Казани. Он был самым старшим ребёнком в еврейской интеллегентной семье. Его отец был известным терапевтом, а также подрабатывал частной медицинской практикой. Мама Александра Романовича - Евгения Викторовна была зубным врачом.
Лурия окончил университет в Казани в $1921$ году, а в $1937$ году Первый Московский мединститут.
В период с $1921$ по $1934$ году были заняты научной и педагогической работой в Казани, Харькове и Москве. С $1922$ года по $1930$ год Лурия был членом член Русского общества психоаналитического. А в промежутке между 1931и 1934 годами руководил в Психоневрологической Академии сектором психологии в городе Харькове. С 1933 года Лурия работал в Москве в ее научно-исследовательских заведениях, учебных учреждениях: в Медико-биологическом институте, Всесоюзном институте экспериментальной медицины, Московском государственном педагогическом дефектологическом институте, Научно-практическом институте специальных школ и детских домов, а также в Институте нейрохирургии Бурденко.
До войны Лурия являлся активным участником международного научного сообщества, инициатором сближения германо-американских и советских исследователей гештальт-психологов.
В $1941$ году Александра Романовича назначили руководителем нейрохирургического эвакогоспиталя в посёлке Кисегач недалеко от Челябинска. В годы войны Лурия и группой его сотрудников организовали исследования и реабилитацию раненых с черепномозговыми травмами, в частности, реабилитацию при помощи трудотерапии. В конце $1944$ года Лурия переехал в столицу. За научную работу в годы ВОВ Лурия был удостоин Ордена Трудового Красного Знамени.
С конца $1944$ года Александр Лурия был сотрудником Института нейрохирургии им.Бурденко. А с $1945$ года занимал должность профессора МГУ. В период с $1966$ по $1977$ годы был заведующим кафедрой нейро-патопсихологии на факультете психологии МГУ.
Лурия внёс огромный вклад в развитие разных областей психологии: психолингвистики, психофизиологии, этнопсихологии, детской психологии, и так далее.
Научная деятельность
Александр Романович Лурия занимался разработкой культурно-исторической концепции развития психики, принимал участие в создании теории деятельности. Он развивал теорию системного строения ВПФ их пластичности и изменчивости.
Лурия исследовал взаимоотношения воспитания и наследственности в психическом развитии. Он экспериментально показал, что соматические признаки в большей степени обусловлены генетически, а элементарные психические функции в значительно меньшей степени. Он считал, что для формирования высших психических процессов решающим значением обладают условия воспитания.
В сфере дефектологии Лурия развивал методы исследования аномальных в своем развитии детей.
Александр Романович стал родоначальником нового направления - нейропсихологии, ныне выделившегося в отдельную отрасль психологии и получившее международное признание. Лурия сформулировал базовые принципы локализации психических процессов, разработал классификацию афазических расстройств, подробно описал неизвестные ранее формы нарушений речи, изучил роль лобных долей мозга в регуляции психических процессов, а также мозговые механизмы памяти.
Александр Лурия пользовался высоким международным авторитетом, был зарубежным членом Американской академии педагогики, Национальной академии наук в США, Американской академии наук и искусств, почетным членом различных зарубежных психологических обществ. Лурия был почетным доктором нескольких университетов в Англии, Польше, Бельгии, Финляндии. Многие работы этого ученого были переведены и изданы за границей.