Понятие сенситивности и формирование сенситивных периодов развития
Сенситивными (иначе иногда говорят сензитивными) периодами в психологической науке называют периоды особой восприимчивости личности ребенка к тому или иному виду деятельности, способам реакции, реализации поведенческих паттернов.
Впервые, понятие сенситивные (сензитивные) периоды развития было введено в науку отечественным психолого Л.С. Выготским. Именно им был внесен громадный вклад в развитие детской психологии, заключающемся в определении возрастных периодов развития ребенка, в которые могут быть сформированы те или иные навыки, свойства, функции. Такая периодизация помогает педагогам и семьям активизировать внимание и силы на развитии в нужное время тех или иных функций детского организма. Такие периоды являются самыми благоприятными и их лучше не упускать, чтобы не повлечь сложности в интеллектуальном, физическом, психическом, эмоциональном развитии ребенка, обеспечить его необходимыми социальными и культурными возможностями для будущей жизнедеятельности.
В сенситивные период происходит оптимизация конкретных функций организма и разрабатываются оптимальные условия для формирования конкретных психологических свойств и видов деятельности.
Сенситивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно, вне зависимости от того, удалось ли личности полностью использовать условия для развития определенных способностей. Указанные период индивидуальны по времени возникновения, длительности протекания у каждого отдельного ребенка.
В жизни ребенка, его психическом развитии существуют конкретные временные периоды, во время протекания которых активизируется чувствительность к конкретным внешним процессам и явлениям, в следствии высокого уровня пластичности нервных процессов детского организма.
Л.С. Выготским было выделено несколько периодов, отвечающих наличию условий максимальных возможностей для формирования различных психических свойств и восприимчивости к получению различных знаний и навыков:
- Возраст от 1,5 до 3 лет. Он является этапом яркого и активного речевого восприятия. Дети начинают формировать и пополнять свой словарный запас. Также, хорошо начинать обучение иностранным языкам именно в этом возрасте. положительным в это время будет развитие моторики, манипуляций с предметами, восприятия порядка;
- возраст от 3 до 4 лет. В это время успех принесет знакомство со знаковым обозначением цифр и букв, начало обучения письму. Дети начинают осмысленно относится к речи, воспринимать ее значение и осознавать собственные мысли. Органы чувств находятся в активной фазе развития;
- Возраст от 4 до 5 лет. В это время, дети начинают увлекаться выполнением математических заданий и проявляют интерес к музыке. Значительно повышается активность ребенка в восприятии письма, цвета, формы, размера предметов, социальное развитие идет ускоренными темпами;
- Возраст от 5 до 6 лет. В это время нужно развивать навыки чтения. Если ранее, ребенок больше увлекался письмом, то сейчас он начинает проявлять интерес к чтению. В это время актуально привить ребенку социальные навыки и ознакомить его с нормами поведения;
- Возраст от 8 до 9 лет. В этот период языковые способности снова вступают в пиковую фазу развития. Кроме того, хорошо уделить внимание развитию фантазии, воображения и культурному обогащению ребенка.
Рисунок 1. Периоды развития ребенка по Выготскому. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
На этапе от рождения до 6 лет деятельность ребенка ориентирована на составление образа, модели окружающей действительности, как единого образования на основании органов чувств.
Формирование такого единого, системного представления об окружающей общественной и природной среде является важной и приоритетной внутренней задачей, на выполнение которой ориентируется ребенок в своей деятельности. С самого первого дня появления на свет, происходит впитывание ребенком информации и копирование поведения окружающих. Он смотрит, как взрослые реагируют на различные ситуации и подражает им. Уже в трехлетнем возрасте начинает сформировываться детская личность.
В возрасте от 3 до 6-ти лет происходит максимизация сенситивного периода развития – сенсорного, социального, речевого, двигательного. Если развитие организовано в нужном направлении, то органы чувств достигают пика индивидуальных параметров ребенка. Иными словами, к 6-ти годам ребенок будет активно исследовать и познавать мир, посредством работы органов чувств.
Когда чувственное восприятие достигает своего предела, то ребенок переходит на новую стадию – формированию осознанных моделей мирового устройства и своего места в нем.
Сенситивный период развития речи
Этот сенситивный период занимает промежуток от рождения ребенка до достижения им шестилетнего возраста. Уже в возрасте 4 месяцев ребенок осознает речь как нечто специфическое, начинает копировать звуки, произносимые взрослыми и выстраивать их последовательность в речевом ряду.
Выготский выделяет пять временных периодов речевого развития ребенка:
- Формирование и постепенное наполнение словарного запаса. Речь ребенка начинает активно развиваться с 1,5 лет. Наполнение словарного запасами новыми словами и фразами происходит до трехлетнего возраста. В это же время активно развиваются моторные функции.
- Первое знакомство с буквами. В три года речь ребенок постепенно начинает приобретать осознанный характер. В это время можно начинать изучать азбуку. Данный период длится с трех до четырех лет.
- Проявление заинтересованности в счете, пении, прослушивании музыки. В возрасте четырех-пяти лет, ребенок начинает активно заниматься математическими задачами, способен к восприятию письменной речи. Изучать форму предметов, цвета, размеры хорошо именно в этом периоде.
- Формирование первых социальных навыков. В возрасте пяти-шести лет, ребенок проявляет осознанный интерес к коммуникации. Он заинтересован в общении, начинает проявлять интерес к чтению и письму.
- Вторичная активации языковых навыков. Это приходится на возраст восьми-девяти лет. У детей начинает активно формироваться воображение, происходит постепенное усвоение культурных ценностей.
В годовалом возрасте происходит произнесение первого слова ребенка. Затем происходит узнавание новых слов и их произношение. Это длится до 2, 5 лет. Уже в 1,5 года ребенок может продемонстрировать свои чувства и эмоции с помощью речи. Он выражает свои желания и интересы, усваивает грамматические конструкции языка. Осмысленное произношение происходит где-то в четыре года. А в пять лет проявляется интерес к чтению и нужно обучать ребенка этому навыку.
Рисунок 2. Сенситивный (сензитивный) период развития речи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Сенситивный период двигательного развития
Охватывает период от появления малыша на свет до достижения им четырех лет. Он очень важен, поскольку, двигательная активность направлена на развитие легких. За счет движений они вентилируются, насыщают кровь кислородом и передают его в головной мозг, обеспечивая его нормальное функционирование.
Внимание ребенка в этот период акцентируется на выполнении конкретных действий и движений. Они развиваются от простых двигательных навыков, к сложным, требующим развитой координации, выразительности, сбалансированности, свободного выполнения.
Двигательное развитие стоит на одной ступени с развитием восприятия мелких предметов. Оно происходит в течение четырех лет: от полуторогодовалого возраста до пяти с половиной лет. В это время, ребенок любит играть с горошинами, пуговицами, другими мелкими предметами, изучает целостную структуру предмета и его составные элементы.
Сенситивный период развития социальных навыков
Начиная с двухлетнего возраста, ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения. Вообще, овладение другими формами поведения происходит само собой, в процессе бессознательного наследования и последующего воспроизведения моделей поведения взрослых, сверстников, тому, что он видел и пережил на улице, в кругу семьи.
Сенситивный период для восприятия порядка затрагивает возраст от нуля до трех лет. Ребенок обучается порядку, по сути, автоматически. Ему принадлежат игрушки, для которых родителями отведено свое место, у него есть кровать, где он спит, стульчик для кормления, своя посуда. Он видит поведение родителей и запоминает его. Он знает, в какой одежде и обуви ходит мама, а в какой отец. И ему очень не нравится, если кто-то из членов семьи нарушает порядок, нося не свою одежду или обувь.
Кроме того, ребенок с рождения привыкает к определенному временному порядку и порядку в отношениях.
Родители вырабатывают определенный режим дня для своего чада. При этом, малыш быстро привыкает к последовательности действий и может устраивать истерики при их несоблюдении. К примеру, ребенок знает, что его купают, читают ему сказку, дают воды и укладывают спать. Он требует от родителей именно этой последовательности действий.
Дети любят последовательность во всем. Все требования родителей должны быть четкими и конкретными и они должны придерживаться последовательности в своих действиях. Если они разрешили сегодня сделать что-то, то ребенку непонятен запрет этого действия завтра.
Так, формируется порядок в дальнейшей жизнедеятельности ребенка.