Влиянием называют процессы и результаты трансформации личностью или общественной группой способов поведения иных личностей, их жизненных позиций, оценок и установок.
Понятие психологического влияния
Существует два вида влияния:
- направленое влияние, к ним относятся убеждения и внушения;
- ненаправленое влияние – осуществляется с помощью подражания и заражения.
Влияние бывает прямым или косвенным.
Мерой пользы методик психологии влияния являются проявляемые в них общественные ценности.
Психологическим влиянием называют целенаправленное действие на состояние человека, его эмоции, мысли и поступки при использовании только психологических методов: вербальных техник, паралингвистических и невербальных методов.
Методы и приемы влияния
Методы воздействия направляются на создание новых потребностей и нужд или на видоизменение побудительных стремлений у человека.
Приемом воздействия является совокупность психологических средств и различные варианты их применения.
Чтобы создать новые потребности у человека используются разнообразные приемы и методики:
-
включают его в другую деятельность, используя пожелания человека взаимодействовать с каким-нибудь конкретным лицом;
-
изменяют его желания, стремления (появляются новые желания, либо идет отказ от старых желаний), то есть производится изменение приоритетов в системе ценностей;
-
изменяют его мировоззрение, жизненные установки. При этом формируются новые взгляды или изменяется отношение к существующим установкам.
Условия, способствующие этому, зависят от фактора неопределенности. При высоком уровне субъективной неопределенности увеличивается тревожность и, таким образом, теряется целеустремленность человека.
Метод формирования неопределенных обстоятельств вводит человека в состояние «потерянных установок и непонимания жизни». Когда потом показывают человеку направление выхода из этой неопределенной ситуации, он склонен сразу воспринимать заданные установки и реагировать нужным образом.
Метод создания ориентирующих ситуаций. Если человек определенное время постоянно был в одном и том же образе, испытывал одинаковые реакции на себя и свою деятельность, тогда при этом возможно сформировать одинаковое необходимое отношение к этим ситуациям, изменяя поведение в конкретном направлении.
Необходимая персональная установка вырабатывается у человека:
- когда он постоянно занимается соответствующей деятельностью;
- когда он многократно принимает соответствующую поставленным задачам информацию;
- когда он входит в значимую и соответствующую ему группу, которая поддерживает и усиливает эти установки (например, передовиков выдвигают в активную команду, для того чтобы они быстро усвоили запрашиваемые администрацией указания и принципы).
Чтобы выработать установку на желаемое отношение используются методы ассоциативных, или эмоциональных переносов. Для этого приравнивают установку с теми убеждениями, которые уже имеют оценку, либо порождают моральную оценку события у человека, или вызывают желаемые чувства, связанные с этими утверждениями.
Для усиления требуемой установки, способной вызывать эмоциональный либо нравственный протест у человека применяется прием «сочетания шаблонных фраз с теми установками, которые хотят внедрить». Привычные стандартные фразы понижают концентрацию внимания к словам, этого достаточно для срабатывания заданной установки. Этот прием часто применяется при составлении военных инструкций, например: «Направить снаряд в объект Б» (а не в город Б), так как привычное слово «объект» понижает эмоциональное отношение к ситуации и повышает его готовность к выполнению приказа.