В современной педагогической науке и практике утверждаются идеи гуманизма, свою реализацию находит личностно-ориентированная модель обучения и воспитания, антропоцентрический подход, который ставит в центр внимания педагогов процессы индивидуализации, социализации ребенка.
Социализация представляет собой многоплановый, сложный процесс интеграции ребенка в социально-природную среду, приобщение к багажу культурной модели, системе аксиологических модусов, присвоение культурноисторического опыта посредством реализации различных видов деятельности, коммуникации, познания.
Указанный процесс начинается с первых дней жизни ребенка и продолжается на протяжении всей жизни личности, причем, именно дошкольный возраст играет ведущую роль в формировании навыков социализации.
Дошкольный период – один из важнейших в жизни ребенка, на протяжении которого осуществляется формирование направленности мотивационной сферы, отношения к социальному миру, системы ценностных ориентаций. Проблемы с адаптацией в данном возрасте, приобретение негативного социального опыта может провоцировать развитие агрессивных тенденций, развитие недоверия к миру, отчуждения.
Подходы к пониманию адаптационного процесса
Адаптация представляет собой постоянный процесс приспособления личности к условиям новой окружающей социально-природной среды, сопровождающийся изменениями эмоционально-психологического состояния ребенка.
При попадании в новую микросреду дети зачастую испытывают негативные эмоции, тревогу, страх, сопровождающиеся нарушениями сна, потерей аппетита, утратой освоенных раннее социальных умения и навыков, угасанием познавательной, коммуникативной активности, трансформациями двигательных реакций. Указанные симптомы объединяются понятием адаптационный синдром.
Факторы формирования дезадаптации ребенка
Чтобы избежать формирования адаптационного синдрома необходимо учитывать как возрастные, так и индивидуальные особенности каждого ребенка. Одним из базовых негативных факторов развития дезадаптации выступает отрыв ребенка от любимого взрослого. Моделируя неблагоприятный фон, данный фактор способствует развитию ряда неблагоприятных показателей адаптивности ребенка: низкий уровень сформированности навыков самообслуживания, отсутствие жизненного опыта, невосприимчивость к речи незнакомых людей и пр. В таком случае протекание адаптационного периода может быть крайне тяжелым, стать причиной формирования и развития детского невроза. Входом из ситуации может стать обязательное присутствие матери на начальных этапах адаптации к условиям дошкольного учреждения.
Если до 2-3-х лет все ресурсы организма личности были направлены на поддержание роста и развития, с поступлением в дошкольное учреждения ребенок сталкивается с изменениями привычной обстановки, строгим распорядком дня, необходимостью постоянного контакта со сверстниками и взрослыми. Принимая во внимание несформированность адаптационных механизмов, многочисленные трансформации зачастую приводят к стрессовой реакции со стороны детского организма.
Преодоление негативного фактора несформированности адаптационных механизмов требует постепенного освоения ребенком реалий жизни в стенах дошкольного учреждения. Приоритетную роль в этом процессе играет семейное окружение: именно от родителей зависит уровень сформированности у ребенка навыков самообслуживания (самостоятельное одевание, мытье рук, умывание, самостоятельный прием пищи и пр.). Непосредственно от уровня самостоятельности ребенка во многом зависит характер протекания адаптационных процессов. Становление навыков самостоятельного обслуживания обеспечивает ребенку стабильное поступательное движение вперед в процессах личностного развития, формирования адекватных, соответствующих возрасту психологических новообразований.
Факторы успешной адаптации ребенка к новым социальным реалиям
Основными факторами, позволяющими оптимизировать протекание адаптационных процессов у дошкольников, выступают следующие:
- благожелательность, доброе отношение к ребенку со стороны воспитателей, педагогического коллектива;
- эмоциональная поддержка родителей;
- единство требований, выдвигаемых к ребенку, со стороны семьи и дошкольного учреждения.
Таким образом, процесс адаптации дошкольника требует синтеза усилий, внимательного отношения со стороны семьи и педагогического коллектива, максимально полного учета возрастных и личностных особенности малыша.