Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения представляет собой сложный процесс для всех его участников: самого ребенка, его семьи и воспитателей. Особого внимания в этом отношении заслуживают дети раннего возраста, поскольку именно в этом возрасте адаптационный процесс осуществляется проблематично, часто сопровождается ухудшением соматического состояния, заболеваниями.
Факторы, влияющие на характер протекания адаптационного периода в раннем возрасте
В наиболее общем виде под адаптацией понимается интеграция ребенка в детский коллектив, приспособление к новым условиям, нормам, правилам жизнедеятельности; процесс приспособления организма к изменившимся социальным условиям, который сопровождается эмоционально-психологической нестабильностью ребенка, изменениями в его поведении, физическом и психическом развитии.
В структуре адаптационного процесса принимают участие психофизиологический, социально-психологический, педагогический уровни. Соотношение указанных уровней во многом обуславливает характер протекания адаптационного периода.
Психофизиологический уровень определяет особенности психомоторного развития ребенка, обуславливает повышенный риск развития нарушений адаптационных механизмов.
Социально-психологический уровень обуславливает степень сформированности навыков самообслуживания, установления коммуникативного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, уровень тревожности, личностные особенности ребенка раннего возраста.
Педагогический уровень обусловлен уровнем профессионализма и компетентности сотрудников воспитательного коллектива.
Особенности протекания адаптационного периода у детей раннего возраста
У ребенка раннего возраста морфофункциональные системы организма отличаются незрелостью, особенно, у ребенка, имеющего в анамнезе нарушения социально-культурных или биометрических факторов, что требует максимально полного учета данных критериев в процессе работы с ребенком.
Учет биометрических факторов (патология родов, инфекции, недостаточное питание, преждевременные роды и пр.) позволяет выявить специфику протекания адаптационных механизмов, проведение профилактической работы по предотвращению нарушений сна, потери аппетита, возникновения заболеваний.
Учет социокультурных факторов (нездоровые условия жизни, низкий социально-экономический статус родителей, наличие вредных привычек, низкие ожидания, требования к развитию ребенка, низкий образовательный уровень) позволяет осуществлять профилактику снижения игровой, коммуникативно-речевой деятельности.
Средства профилактики нарушений адаптации
Подготовка ребенка к новым условиям представляет собой длительный трудоемкий процесс. Профилактика возможных нарушений адаптационных механизмов должна одновременно осуществляться как в рамках семьи, так и сотрудниками дошкольных учреждений. В качестве мероприятий, направленных на оптимизацию адаптационного периода ребенка раннего возраста, можно назвать следующие:
- Повышение уровня профессионализма, компетентности воспитателей дошкольных учреждений;
- Разработка дифференцированных подходов к адаптации каждого ребенка;
- Поэтапное наполнение групп;
- Активное вовлечение родителей в образовательно-воспитательный процесс на начальных этапах адаптации;
- Свободный график пребывания ребенка в образовательном учреждении;
- Сохранение и поддержка привычек малыша на начальных этапах адаптационного процесса.
Таким образом, адаптация детей раннего возраста представляет собой сложный процесс, требующий синтеза усилий родителей и воспитателей, реализации ряда мероприятий, позволяющих оптимизировать процесс интеграции ребенка в детский коллектив, окружающую социально-природную среду.