Факторы, влияющие на систему управления производством
На формирование производственной структуры современного предприятия влияют различные факторы:
- Общеструктурные факторы, определяющие полноту и комплексность производственной структуры. Среди них: отраслевая принадлежность, соотношение и дифференциация реализуемых предприятием видов деятельности, планируемая динамика производительности труда, развитость внешнеторговых связей и т.п.
- Отраслевые факторы: широта отраслевой специализации, уровень научного и инновационного развития отрасли, специфика снабженческой и сбытой деятельности в отрасли, зависимость данной отрасли от услуг прочих отраслей.
- Региональные факторы, определяющие степень обеспеченности предприятия разными коммуникациями: газо- и водоснабжение, транспортные магистрали, средства связи и т. д.
Совокупность общеструктурных, отраслевых и региональных факторов называется внешней средой функционирования предприятий.
Кроме внешних, на производственную структуру оказывают существенное влияние факторы, являющиеся внутренними по отношению к самому предприятию:
- специфика зданий, производственных сооружений и оборудования, земельных ресурсов, применяемого сырья и материалов;
- характеристики продукции и технология ее производства;
- объем производимой продукции, уровень ее трудоемкости;
- развитие специализации и кооперации;
- транспортная мощность;
- взаимодействие подразделений, которое обеспечивает их управляемость и эффективность;
- особенности трудовых ресурсов;
- использование разного рода информационных систем и т.п.
Оценка факторов, влияющих на стратегию производственного менедмжента
Разработка стратегии производственного менеджмента начинается с анализа системы внешних и внутренних факторов. Сегодня при оценке внешних условий предприятие должно учитывать нормы законодательства и мнение населения, что может сопровождаться вниманием и давлением как со стороны общественности, так и СМИ. Производственный менеджмент, прежде всего, должен быть социально адаптированным, т. е. соответствовать требованиям социума.
Существенное влияние на стратегию производственного менеджмента оказывают уровень конкуренции и отраслевая привлекательность. Производственный менеджмент должен строиться в соответствии с характером и сочетанием конкурентных характеристик продукции, ее цены, качества, особенностям обслуживания и гарантии. Ужесточение конкуренции должно неминуемо отразиться и на системе производственного менеджмента, основной целью которого должны стать защита позиций предприятия и ослабление конкурентов для осуществления наступательных шагов впоследствии.
Текущее и потенциальное состояние отрасли определяет выбор производственной стратегии и целей производственного менеджмента в целом. Если отрасль потеряла свою привлекательность, предприятие начинает перемещение ресурсов в другие отрасли.
Цель производственного менеджмента - реализация всех возможностей для обеспечения стабильного конкурентного преимущества и прибыльности предприятия.
Помимо этого, система производственного менеджмента должна стать защитой предприятия от настоящих и будущих внешних угроз. Ориентиром системы управления производством на современном рынке должно быть максимальное использование возможностей для роста и надежная защита предприятия от внешних угроз.
Кроме того, система производственного менеджмента должна учитывать внутренние факторы, в частности, наличие у предприятия необходимых ресурсов, возможностей и компетенций для реализации выбранной стратегии. Конкурентные преимущества проще всего достижимы в таких видах деятельности, где предприятия обладают уникальными ресурсами или компетенциями, отсутствующими у соперников, или же возможностями, которые на данный момент не доступны конкурентам. Если у компании нет никаких особых преимуществ и возможностей, что чаще всего и происходит, то производственную стратегию целесообразно строить исходя из своих слабых сторон и имеющихся в наличии ресурсов.
Удачная стратегия производственного менеджмента позволяет максимально использовать преимущества предприятия и нейтрализовать имеющиеся недостатки.