Формирование уголовно-исполнительной политики Российской Федерации и эффективность ее реализации во многом зависят от сложившейся в обществе системы морально-нравственных ценностей, уровня культуры, а также от темпов роста преступности.
Меняющиеся взгляды на практику исполнения и отбывания уголовных наказаний безотлагательно диктуют необходимость совершенствования нормативной базы данной отрасли права. В современных условиях теоретического переосмысления требуют многие положения, относящиеся к содержанию уголовно-исполнительной политики.
Уголовно-исполнительная политика Российской Федерации
К числу приоритетных направлений деятельности Российского государства относится защита жизни и здоровья, прав и свобод граждан от преступных посягательств. Важнейшими мерами борьбы с противоправными деяниями являются уголовные наказания и иные меры принудительного характера, применяемые к виновным лицам.
Единая по своей сути уголовная политика России охватывает следующие сферы общественных отношений:
- деятельность по криминализации опасных для личности, общества или государства деяний, установление системы наказаний и иных мер уголовно-правового характера;
- деятельность по быстрому и полному раскрытию преступлений, обеспечению правильного применения законов;
- деятельность по исполнению назначенных судом мер наказания и иных мер принудительного характера в отношении лиц, совершивших преступления.
Вышеназванные сферы деятельности тесно взаимосвязаны, но каждая из них отличается от других по субъектам, непосредственным целям, средствам их достижения, а также способам правового регулирования.
Государственная политика в сфере исполнения уголовного наказания определяет принципы, стратегию, основные направления, формы и методы деятельности компетентных органов по обеспечению исполнения наказаний, исправлению осужденных, предупреждению совершения новых преступлений как осужденными так и иными лицами.
Стратегию, основные формы и методы уголовно-исполнительной политики прямо или опосредованно определяет комплекс социальных факторов. К ним относится политическое и экономическое состояние общества, господствующие в нем нравственные ценности и правовые установки, состояние и динамика преступности в стране, требования международных актов о правах человека и обращении с осужденными, деятельность международных организаций, уровень развития фундаментальной науки.
То есть, уголовно-исполнительная политика – это часть политики государства, которая определяет основные направления деятельности государственных органов в сфере исполнения уголовных наказаний.
интернет-биржа студенческих работ">
Рисунок 1. Классификация норм уголовно-исполнительного права. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Сущность уголовно-исполнительного права
Уголовно-исполнительное право – это самостоятельная отрасль российской правовой системы, которая представляет собой систему юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний и применения иных мер воздействия к осужденным.
Самостоятельность данной отрасли права определяется наличием собственных предмета и метода, а также обособленной системы норм. Предметом уголовно-исполнительного права являются общественные отношения, возникающие в процессе исполнения и отбывания уголовных наказаний и применения к осужденным мер исправительного характера.
Что касается уголовно-исполнительного законодательства, то оно регулирует сам процесс исполнения всех наказаний и иных мер уголовно-правового характера, к которым относятся:
- условное осуждение;
- конфискация имущества;
- принудительные меры воспитательного воздействия;
- принудительные меры медицинского характера.
Сердцевиной предмета уголовно-исполнительного права являются отношения между осужденным и государством в лице уполномоченных им учреждений, органов и должностных лиц.
Природа уголовно-исполнительного права, связанная с принуждением осужденных лиц, сама по себе предполагает императивный (властно-приказной) метод регулирования общественных отношений. Однако он не является единственным и всеобъемлющим. Поэтому правильнее было бы дифференцировать возможности императивности и диспозитивности в различных сферах уголовно-исполнительной деятельности.
Например, диспозитивный (согласовательный) метод может использоваться при изменении конкретных обстоятельств прохождения испытательного срока в случае условного осуждения виновного лица.
Уголовно-исполнительные нормы
Норма уголовно-исполнительного права – это общеобязательное, формально определенное правило поведения субъектов и участников правоотношений, направленное на урегулирование процесса исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний, а также применения иных мер принудительного воздействия.
В зависимости от характера устанавливаемого правила поведения нормы уголовно-исполнительного права классифицируют на следующие виды:
- регулятивные;
- поощрительные;
- охранительные.
Рассмотрим каждый из вышеперечисленных видов уголовно-исполнительных норм более подробно.
-
Регулятивные нормы устанавливают права и обязанности субъектов и иных участников уголовно-исполнительных правоотношений. Они в свою очередь делятся на обязывающие, уполномочивающие и запрещающие.
Обязывающие нормы устанавливают требования к субъектам совершать определенные действия, предписывают им тот или иной вариант должного поведения. В таких нормах часто присутствуют слова: «обязан», «должен» и «подлежит».
Уполномочивающие нормы предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них позитивных действий, определяют выбор варианта поведения в рамках, установленных законом. Здесь преимущественно используются слова: «вправе», «имеет право», «может» и «разрешается».
Запрещающие нормйы, напротив, утверждают требования к субъектам воздержаться от определенных действий, которые законом признаются неправомерными. В них применяются слова: «запрещается», «не разрешается», «не может» и «не допускается».
-
Поощрительные нормы направлены на стимулирование одобряемого законом поведения, на исправление осужденных. Они сконцентрированы в статье 113 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, устанавливающей меры поощрения, применяемые к осужденным.
- Охранительные нормы должны обеспечивать защиту правоотношений, возникающих в процессе исполнения (отбывания) уголовного наказания. К числу таких норм, прежде всего, относятся меры взыскания, применяемые к лишенным свободы гражданам.