Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Основные формы и стадии правотворчества

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Право и юриспруденция / Правотворчество / Основные формы и стадии правотворчества
Содержание статьи

Основные формы правотворческой деятельности

Деятельность по созданию общеобязательных правил поведения, которая и составляет, в общем виде, содержание правотворческой деятельности, в силу сложности и многогранности регулируемых общественных отношений осуществляется во множестве форм.

Замечание 1

Основной формой правотворчества в любом государстве является разработка и принятие законов, обладающих в иерархии национального правового регулирования наивысшей юридической силой.

При этом законотворчество может реализовываться двумя способами:

  • путем непосредственного волеизъявления народа в ходе референдума (в таком порядке, как правило, принимаются основные нормативно-правовые акты государства – Конституции По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Функции Конституции подробнее );
  • путем деятельность избираемых в ходе прямых конкурентных выборов законодательных представительных органов государственной власти – парламентов.

В числе иных форм правотворчества принято выделять:

  1. Ведомственное правотворчество – деятельность компетентных органов государственной власти по принятию подзаконных нормативно-правовых актов по вопросам своего ведения;
  2. Договорное правотворчество – заключаемые между равноправными субъектами, в соответствии с Конституцией и законодательством По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Законность и политический режим подробнее страны, договоры нормативного содержания;
  3. Санкционирование правовых обычаев – осуществляемая путем принятия юрисдикционными органами решения на основе сложившегося и применяемого в обществе обычая, а равно санкционирование обычая субъектом правотворчества путем прямой отсылки к нему в тексте принимаемого нормативно-правового акта По данной теме мы уже выполнили курсовую работу нормативно-правовой договор подробнее ;
  4. Делегированное правотворчество – реализуемая государственно-властными и негосударственными органами деятельность по созданию юридических норм определенной сферы правового регулирования, в рамках парламентского поручения;

Готовые работы на аналогичную тему

Стадии правотворческого процесса

Характеризуя этапы правотворческой деятельности, традиционно, в правовой доктрине условно выделяются четыре стадии рассматриваемого процесса:

  1. Внесение разработанного на основе выявленной потребности в правовом регулировании проекта будущего нормативно-правового акта на рассмотрение компетентного правотворческого органа.
  2. Обсуждение проекта нормативного акта, внесении изменений и дополнений в содержание его текста;
  3. Принятие нормативно-правового акта правотворческим органом;
  4. Вступление нормативного акта в действие, то есть наделение его юридической силой, связываемое, в установленных законом случаях с процедурой его официального опубликования, то есть доведения до всеобщего сведения.

При этом в юридической литературе в качестве ключевой стадии правотворческого процесса, как правило, называется стадия обсуждения проекта будущего нормативно-правового акта, во многом потому, что именно в рамках данного этапа текст нормативно-правового акта приобретает такое содержание, которое будет задействоваться в процессе последующего за его вступлением в законную силу правоприменением.

Безусловно, наибольшее значение стадия обсуждения проекта нормативного акта имеет применительно к законам, ввиду их наивысшей юридической силы в системе иерархии национальных источников правового регулирования.

Пример 1

В Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее , процедура обсуждения законопроектов представлена тремя чтениями:

  • в первом чтении обычно обсуждаются концептуальные положения проекта, и при положительном решении проект передается в соответствующую комиссию (комитет) парламента;
  • во втором чтении заслушиваются доклады авторов законопроекта и председателя комиссии. Обсуждается и голосуется каждая статья законопроекта и поправки;
  • в третьем чтении предполагается голосование по законопроекту в целом. Возможны только редакционные поправки.
Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Марина Борисовна Юрьева

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис