Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Классификация норм права

Понятие и значение классификации правовых норм

Определение 1

Классификация – логическая операция и основанный на ней научный метод, который состоит в разделении целого (предмета, явления) на части.

Вопрос о классификации норм права имеет не только теоретическое (направленное на более глубокое познание норм права), но и практическое значение. На практике нередко требуется отнести норму к тому или иному виду, чтобы принять правильное решение по конкретному делу, разрешить спор.

Классификаций норм права существует немало, однако их ценность существенно варьируется, в частности, в связи с соблюдением или несоблюдением принципа чистоты классификации (применении единого критерия для деления понятия на части). Классификация норм права должна начинаться не с деления норм по отраслевому признаку, а с указания более общих критериев.

Наиболее распространенные классификации правовых норм

  1. По содержанию: регулятивные (правоустановительные) и охранительные. Регулятивные нормы содержат предписания касательно возможного и должного поведения участников общественных отношений, в то время как охранительные нормы устанавливают меры юридической ответственности и иные меры защиты нарушенных прав.
  2. По предмету правового регулирования (отраслям права): нормы конституционного, гражданского (вещного, обязательственного, корпоративного), семейного, трудового, земельного, административного, уголовного и т. п.
  3. Немаловажно деление норм права на материальные (устанавливающие права и обязанности субъектов) и процессуальные (обеспечивающие реализацию материальных норм).
  4. По принадлежности нормы права к правовой системе: нормы государственного права, международного права (универсальные и региональные), наднационального права (права Европейского союза, права СНГ).
  5. По способу регулирования общественных отношений: императивные, диспозитивные, рекомендательные. Диспозитивные нормы действуют, если участники общественных отношений сами не выработали иные способы и формы решения споров, не установили в договоре иные правила, чем предусмотрены в законе. В отличие от них, императивные нормы действуют независимо от волеизъявления и желания субъектов. Рекомендательные нормы – нормы так называемого «мягкого права», не наделены механизмом ответственности за нарушения, в связи с чем к нормам права их относят не все учёные.
  6. По обязательности: управомочивающие, обязывающие, запрещающие.
  7. По предмету регулирования: общие и специальные нормы, призванные помочь реализации обязывающих и охранительных норм, к которым относятся декларативные, дефинитивные, оперативные и коллизионные. Не являясь правовыми, данные нормы не определяют права и обязанности субъектов, а являются ориентиром.
  8. В зависимости от степени конкретизации: абсолютно определенные и относительно определенные (ситуативные и альтернативные). Абсолютно определенная норма формулирует правило поведения, условия его действия и санкцию за нарушение исчерпывающим образом, не допуская каких-либо вариантов или дальнейшей конкретизации. Относительно определенная норма допускает несколько вариантов правового регулирования с учетом жизненных обстоятельств: ситуационная норма связывает возможность усмотрения адресата нормы с конкретной ситуацией, а альтернативная позволяет выбрать один из обозначенных в правовой норме вариантов.
  9. По способу объективации: обычные (складываются в ходе развития общественных отношений), гетерономные (устанавливаются в одностороннем порядке властным субъектом и предписывают вариант поведения) и автономные (принимаются в результате согласования воль субъектов права, например, международные нормы).
  10. По действию в пространстве: общего действия (действующие на всей территории, на которую распространяется компетенция правотворческого органа) и местного действия (распространяются на указанную в правовом акте местность).
  11. По действию во времени: постоянные и временные, имеющие или не имеющие обратную силу. Правовая норма действует до её отмены принявшим органом государственной власти или разрушения того строя, при котором она была создана. При этом вопрос о том, возможна ли «фактическая» отмена правовой нормы, в науке является спорным.
  12. По кругу лиц: общие (касаются всех субъектов права), специальные (распространяются на четко установленный круг лиц), исключительные (исключают субъекта из общего регулирования, например нормы о дипломатическом суверенитете) и касающиеся отдельного субъекта (судей Верховного Суда, Генерального прокурора).
  13. По юридической силе и месту в иерархии: нормы Конституции, конституций (уставов) субъектов федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, подзаконных нормативных правовых актов, законов субъектов федерации, муниципальных актов, локальных актов.
Дата написания статьи: 02.06.2017
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot