Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Методы административно-правового регулирования в России

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Право и юриспруденция / Методы административно-правового регулирования в России

Предмет и сущность административного права

Определение 1

Административное право — это совокупность правовых норм, возникающих в связи с практической реализацией исполнительной власти в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности и регулирующих общественные отношения.

Сущность административного права:

  • это публичное право, призванное обеспечить публичный интерес;
  • оно составляет основу правового регулирования различных общественных отношений;
  • нормы административного права обеспечивают интересы государства, общества, коллективов, граждан и т.д.

Административное право регулирует управленческие отношения, которые складываются внутри системы исполнительной власти в процессе ее реализации, а также в других областях административной деятельности государства и иных субъектов публичного управления, которым делегированы полномочия организационно-управленческого характера, в рамках которых реализуются основные административные функции (организация, контроль, координация и регулирование), предполагающие прямое управленческое воздействие на существование субъектов правовых отношений.

Предметом административного права являются общественные отношения, урегулированные нормами административного права.

Предмет административного права включает 3 сферы правоотношений:

  • управленческие правоотношения — это исполнительно-распорядительная деятельность, через которую реализуются задачи, цели, полномочия, функции исполнительной власти;
  • организационные правоотношения являются вспомогательными правоотношениями, реализуются в процессе формирования государственных органов, распределения прав, обязанностей, ответственности при формировании структуры управления;
  • контрольные правоотношения — осуществление государственного управления, которое контролируется специализированными органами.

К пониманию предмета применяют дифференцирующий метод, вследствие которого к административному праву относят самостоятельные группы отношений, включающие разные виды административной деятельности государственных органов. Исходя из этого выделяют федеральное право, региональное административное, административно-процессуальное и административно-материальное право, внутри- и внеаппаратные отношения (внутриорганизационные и исполнителььно-распорядительные), административно-деликтное и административно-регулятивное право и др.

Готовые работы на аналогичную тему

Определение метода административно-правового регулирования

В правовой доктрине России существуют два основных подхода к определению метода административно-правового регулирования:

  1. в каждой отрасли права есть индивидуальные методы влияния норм на общественные отношения;
  2. все отрасли права используют три варианта воздействия норм определенной отрасли на общественные отношение, включенные в ее предмет: предписание, запрет, дозволение.

Варианты воздействия норм права на общественные отношения:

  • предписание — это возложение юридической обязанности на совершение конкретных действий в предусмотренных правовой нормой условиях;
  • запрет — юридическая обязанность воздержаться от определенных действий; невыполнение обязанностей и нарушение запретов предусматривает негативную реакцию государственных органов, которая отражена в юридической ответственности;
  • дозволение — это разрешение совершать предусмотренные правовыми нормами действия, или воздержаться от их совершения.

Предписание, запрет и дозволение в совокупности сводятся к основным методам административно-правового регулирования — императивного и диспозитивного.

Методы административно-правового регулирования

Определение 2

Метод административно-правового регулирования — это совокупность способов и средств воздействия на управленческие отношения, поведение их субъектов.

Определение 3

Императивный метод — это метод юридических запретов и властных предписаний.

Регулируемые императивным методом правоотношения носят характер власти-подчинения.

Замечание 1

Диспозитивный (гражданско-правовой) метод характеризуется юридическим равенством субъектов, свободным выражение их воли.

С учетом особенностей предмета административного права чаще всего используют метод предписания. Обязательной стороной регулируемых общественных отношений является орган исполнительной власти, его должностное лицо. От них исходит предписание, адресатом выступает иная сторона данного предписания. Все методы рассчитаны на регулирование общественных отношений, в рамках которых отсутствует равенство участников. Орган исполнительной власти в административном правоотношении является обязательным субъектом, наделенным юридически властными полномочиями в отношении обязанного объекта.

Методы административного права:

  • метод власти-подчинения — один из участников административных правоотношений подчиняется другому участнику, который может давать первому указания, обязательные для исполнения, осуществляет его управление;
  • метод рекомендации — не дается обязательных для исполнения указаний, предлагает определенный вариант поведения, являющийся наилучшим в конкретной ситуации;
  • метод согласования — применяется для субъектов, которые не находятся в подчинении друг у друга, могут быть неравноправными (согласование порядка работы между должностными лицами, государственными органами, разными по правовому статусу);
  • метод дозволения — юридическое дозволение совершать определенные действия в условиях, определенных конкретными правовыми нормами, или воздержаться от их совершения;
  • метод равенства (особый подвид метода согласования) — применяется только между равноправными лицами;
  • метод запрета — возложение прямой обязанности не совершать определенные действия, предусмотренные правовой нормой.

Административное право оказывает влияние на общественные отношения посредством следующих действий:

  • регулирует отношения в разных сферах общественных отношений (социальной, культурной, административной, политической, в экономике и др.);
  • устанавливает правила поведения должностных лиц, граждан, организаций, иных субъектов (правила дорожного движения, в сфере торговли, строительства и т. д.);
  • определяет структуру и систему органов, включенных в общественных отношениях;
  • за нарушение установленных нормами административного права правил предусматривается ответственность, определяется порядок привлечения к ответственности, обжалования решений и др.
Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Наталья Николаевна Чувелева

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция» , преподавательский стаж — 20 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис