Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Механизмы регулирования финансовых споров

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Право и юриспруденция / Финансовые правоотношения / Механизмы регулирования финансовых споров

Субъекты финансовых правоотношений не свободны в своих действиях, они обязаны строго соблюдать действующее законодательство, выполнять соответствующие инструкции и другие нормативные акты. Отклонения от требований, предусмотренных финансовым правом, нарушения установленных норм, неправильное их толкование порождают разногласия, которые ведут к возникновению финансовых споров.

Судебная защита интересов субъектов финансового права является одним из важных направлений становления России как демократического государства, поскольку предоставляет возможность гражданам и юридическим лицам отстаивать свои интересы, которые могут быть нарушены неправомерными действиями должностных лиц органов государственной или муниципальной власти.

Понятие финансово-правового спора

Определение 1

Финансово-правовой спор – это самостоятельный вид спора, возникающий между частными и публичными субъектами права в сфере финансовых отношений.

Ему присущи следующие черты:

  1. финансово-правовой спор представляет собой процессуальную категорию;
  2. сущность финансово-правового спора заключается в разногласиях между субъектами отношений, одним из которых всегда выступает орган государственной или муниципальной власти;
  3. возникший до судебного рассмотрения финансово-правовой конфликт не имеет юридического значения спора, поскольку с такими разногласиями закон не связывает никаких правовых последствий;
  4. финансово-правовой спор возникает с момента обращения заинтересованного лица с иском об устранении юридического конфликта в соответствующий суд;
  5. финансово-правовой спор возможен лишь при наличии правовой свободы, исключающей любое принуждение.

Основными причинами возникновения финансово-правовых споров являются:

  1. нарушение финансового законодательства органами государственной или муниципальной власти, вызванные пренебрежительным отношением должностных лиц различного уровня к соблюдению прав граждан;
  2. неисполнение или недобросовестное исполнение финансового законодательства гражданами или юридическими лицами (неуплата налога, нецелевое использование выделенных денежных средств и т.п.);
  3. различное толкование действующего финансового законодательства органами власти и гражданином;
  4. наличие пробелов в финансовом законодательстве;
  5. добросовестное заблуждение относительно содержания или объема прав гражданина, предъявление к органам власти необоснованных требований.

Готовые работы на аналогичную тему

Замечание 1

По своей сути, финансово-правовой спор представляет собой разногласия, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы финансового права.

Подведомственность финансово-правовых споров

При толковании и применении норм, определяющих компетенцию судов общей юрисдикции и арбитражных судов, зачастую возникают серьезные проблемы, которые порождают споры о подведомственности конкретного дела. Поэтому на практике возникают ситуации, когда и суды общей юрисдикции, и арбитражные суды признают те или иные дела не относящимися к их компетенции. В результате, заинтересованные лица не могут реализовать свое конституционное право на судебную защиту.

Гражданский процессуальный кодекс РФ и Арбитражный процессуальный кодекс РФ устанавливают, что если в ходе разбирательства дела будет выявлена его неподведомственность данному суду, то производство прекращается. И истец бывает вынужден начинать процесс защиты своих прав заново: опять составлять и подавать исковое заявление, уплачивать государственную пошлину, представлять доказательства и т д.

Особенности структуры судебной системы Российской Федерации порождают ряд общих проблем. Наиболее серьезными из них являются:

  1. отсутствие механизма, позволяющего определить, действует ли данный судебный орган в пределах своей компетенции;
  2. отсутствие процессуального порядка передачи дел между судами различных подсистем в случае, если истец ошибся и обратился не в тот орган;
  3. критерии подсудности дел специализированными судами в действующем законодательстве определены зачастую нечетко или неполно, они нуждаются в совершенствовании и уточнении.

Рассмотрение финансово-правовых споров в судах

Судебная форма отстаивания законных интересов граждан в финансовой сфере характеризуется следующими преимуществами:

  1. защиту осуществляет специальный орган, созданный для рассмотрения споров о праве;
  2. заявленные требования разрешаются на основе норм финансового права;
  3. обстоятельства дела исследуются в порядке, который гарантирует законность и обоснованность разрешения спора;
  4. в разбирательстве дела активно участвуют стороны спора и другие заинтересованные лица.

Судам общей юрисдикции в настоящее время подведомственны следующие виды финансово-правовых разногласий:

  1. споры, связанные с нарушением органами государственной или муниципальной власти прав граждан в сфере социального обеспечения;
  2. иски о взыскании с граждан недоимки по налогам и государственному обязательному страхованию, таможенных и иных платежей;
  3. иски о взыскании ущерба с нарушителя за незаконную добычу объектов животного мира;
  4. иски органов государственной или муниципальной власти о принудительном изъятии (выкупе) земельных участков;
  5. иски о взыскании вреда, наступившего вследствие неправомерных действий органов дознания, предварительного следствия и суда;
  6. споры, связанные с реабилитацией жертв политических репрессий;
  7. иски граждан о взыскании с органов социального обеспечения различных пособий.
Замечание 2

Приведенный перечень видов финансово-правовых споров не является исчерпывающим, так как суды общей юрисдикции не имеют строго определенной предметной компетенции.

Порядок судебного рассмотрения финансово-правовых споров

Разрешение финансово-правого спора судом общей юрисдикции осуществляется в последовательном порядке, определенном нормами Гражданского процессуального кодекса РФ. Для данного процесса характерны следующие стадии:

  1. возбуждение производства по делу, которое происходит в случае, если истец обращается в суд с заявлением, оформленным в соответствии с установленными требованиями;
  2. подготовка дела к судебному разбирательству, в ходе которого уточняются заявленные требования, стороны собирают необходимые доказательства, к процессу привлекаются заинтересованные лица и эксперты;
  3. судебное разбирательство, когда судья единолично рассматривает материалы дела, выслушивает вызванных лиц и разрешает спор по существу.

При рассмотрении споров о взыскании с граждан налогов в судах часто возникает вопрос: какая из сторон должна доказывать правомерность своих действий или бездействия? Пункт 6 статьи 108 Налогового кодекса РФ устанавливает, что привлекаемое к ответственности лицо не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Это должны делать налоговые органы.

Замечание 3

Но в ряде случаев обязанность доказывания лежит на налогоплательщике. Например, если речь идет о праве пользования льготами, снижении налогооблагаемой базы. Именно налогоплательщик обязан доказывать обстоятельства, так или иначе уменьшающие его налоговое бремя.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Екатерина Геннадьевна Дроздова

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис