Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

История макроэкономических учений

История возникновения макроэкономического учения

Макроэкономические учения возникли в 20 веке, однако их корни уходят более чем на два столетия назад. Первые попытки описания макроэкономических закономерностей были предприняты представителем французской школы Ф. Кенэ. В своей работе «Экономические таблицы» он попытался проанализировать общественное воспроизводство с позиции установления некоторых пропорций баланса между элементами общественного продукта в натуральном и стоимостном выражении. По мнению Кенэ, источник богатства – это не просто земледельческий труд, а превышение произведенного товара над потребленным. Данное понятие опровергает меркантилистское учение о создании богатства посредством обмена.

Замечание 1

Впервые термин «макроэкономика» был употреблен в собственной статье известным норвежским ученым, основоположником эконометрики Рагнаром Фришем. При этом большая часть основных аспектов макроэкономических учений принадлежит представителю Кембриджской школы Дж. Кейнсу.

Статья: История макроэкономических учений
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Зарождение макроэкономики как науки произошло относительно недавно. До 1930-х годов не существовало даже термина «макроэкономика». В период с 1940 по 1980-й год происходила консолидация данного научного направления, а с 1980 года началось плодотворное развитие макроэкономической мысли.

Рассмотрим развитие ранних представлений о макроэкономике.

Возникновение меркантилизма и марксизма. Меркантилизм зародился в 15 веке, для данного течения характерно рассмотрение проблем увеличения денежного обеспечения при помощи государственного вмешательства в экономическую систему, поддержания торгового баланса. Экономические учения К. Маркса подразумевали развитие новых понятий, таких как отношения на производстве, прибавочная стоимость, производство простого и расширенного типа.

Австрийская школа, в ходе развития которой исследователями подчеркивалась роль самоорганизующейся силы ценового механизма рынка.

Развитие классической школы. Данный период связан «принципом невидимой руки» Адама Смита. Сторонники классической школы в качестве основной проблемы экономики выделяли ограниченность ресурсов. К представителям классических макроэкономических учений относятся А. Маршалл, А. Пигу и др.

«История макроэкономических учений» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Период «кейнсианской революции» и становление современной макроэкономики. Основание кейнсианской экономической школы произошло в 1936 году вместе с публикацией Дж. Кейнском своей книги «Общая теория занятости, процента и денег». Кейнс показал, что в рыночной системе не может быть только лишь совершенной конкуренции, он являлся сторонником смешанной экономики.

Периоды развития макроэкономики, протекающие во второй половине 20-го века, показаны на рисунке 1.

Становление макроэкономики во второй половине 20-го века. Автор24 – интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Становление макроэкономики во второй половине 20-го века. Автор24 – интернет-биржа студенческих работ

Существует и другое деление развития макроэкономических учений:

  1. Для первого этапа характерна демократизация, осуществляемая после Первой мировой войны, которая сыграла существенную роль при становлении макроэкономической теории в качестве системы знаний.
  2. На втором этапе появляется неокейнсианство.
  3. Для третьего этапа характерно изучение и рассмотрение макроэкономики в качестве отдельного направления и раздела экономической теории.
  4. Четвертый этап связан с мировым финансовым кризисом 2008-2009 годов, когда произошел крах финансовой системы мира. Многие ученые стали изучать возможные причины образования данного положения, возникли споры о рациональности проведения ключевых макроэкономических политик.

Основные школы, возникшие в процессе развитии макроэкономики

В процессе развития макроэкономических учений сложились классическая и кейнсианская школы.

Приверженцы классической школы полагали, что свободные рынки самостоятельно могут привести экономику к равновесному состоянию на рынке труда и рациональному распределению ресурсов, поэтому государство не должно вмешиваться в экономику.

Кейнсианская школа основывалась на наличии некоторой ценовой негибкости и несостоятельности механизма рынка с позиции достижения макроэкономического равновесного состояния. Данное положение относилось к отсутствию равновесия на рынке трудовых ресурсов, и поэтому рыночному механизму требуется государственное вмешательство в форме стабилизационной политики. Данная модель, адекватно описывающая экономику, широко применялась до 1970-х годов. Возникновение новой проблемы в 1970-х годах, а именно, сочетания стагнации экономики с высокой инфляцией, обусловило развитие Кейнсианской контрреволюции, когда большинство видели причину сложившейся ситуации в активном государственном вмешательстве в экономический механизм. Пересмотр классической концепции привел к появлению доктрины монетаризма.

Монетаризм основан на том, что денежное предложение в экономике – это главный критерий ее развития. По монетарному правилу экономика находится в стабильном состоянии и функционирует при полной занятости ресурсов, при условии, что денежное предложение имеет постоянную скорость изменения. У монетаристов часто возникают споры с представителями кейнсианства по вопросам эффективности осуществления фискальной и монетарной политик. Первые считают проведение фискальной политики неэффективным.

Задачи современного макроэкономического регулирования

Замечание 2

Современная макроэкономика находится в тесной связи с экономической политикой, проводимой государством. Поэтому макроэкономические учения направлены не только на выяснение закономерностей экономического развития, но и на обоснование экономической политики государства, направленной на поддержание стабильного роста, снижение безработицы, снижение уровня инфляции и другие.

Выделяют следующие основные цели современного макроэкономического регулирования:

  • Развитие национального производства на высоком и устойчивом уровне, результатом которого выступает рост ВВП;
  • Обеспечение высокого уровня занятости населения;
  • Обеспечение стабильного уровня цен;
  • Достижение справедливости при распределении доходов;
  • Направленность на сбалансированную внешнеэкономическую деятельность.

Поставленные цели достигаются при осуществлении регулирования функционирования всех составляющих экономической системы, которое реализуется как на уровне фирм, так и на уровне национальной экономики.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 07.06.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot