Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие бюджетного права в Российской Федерации

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Право и юриспруденция / Бюджетное право Российской Федерации / Понятие бюджетного права в Российской Федерации
Содержание статьи

Бюджетное право и его специфика

Бюджетное право является подотраслью финансового права, представляет его ключевой институт и отличается собственной спецификой, которая выражается в следующем:

  • бюджетное право регулирует отношения между бюджетным устройством и бюджетной системой Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее ;
  • регулирует отношения между субъектами, административно-территориальными единицами и органами представительной и исполнительной власти;
  • рассматривает протекание бюджетного процесса, то есть устанавливает порядок составления, рассмотрения, утверждения и выполнения бюджетов;
  • устанавливает порядок организации контроля за исполнением бюджетов.

Понятие бюджетного права в Российской Федерации

Рисунок 1. Понятие бюджетного права в Российской Федерации

Все эти отличительные черты представляют собой общественные правовые отношения, которые тесно взаимосвязаны и в общем смысле называются бюджетными правоотношениями.

Таким образом, бюджетное право представляет собой совокупность юридических норм, по которым строится и работает бюджетная система страны, ориентируется зона ответственности центральных и местных органов государственной власти и государственного управления по составлению, обсуждению, утверждению и выполнению бюджета.

Нормы бюджетного права

Нормы бюджетного права по собственному содержанию и характеру регулируемых отношений разделяются на два вида: материальные и процессуальные.

Готовые работы на аналогичную тему

Материальные нормы регулируют бюджетное устройство и бюджетную систему России, состав и направление доходов и расходов, возможности по получению финансовых прибылей и т. д. По своей сути они формируют базу бюджетного права.

Процессуальные нормы выполняют скорее второстепенную, подчиненную роль по отношению к материальным нормам бюджетного права. Однако они также значимы, поскольку обеспечивают верное применение материальных норм. Характерной спецификой процессуальных норм считается их процессуальный характер. Это связано с тем, что они регламентируют бюджетный процесс - операцию составления, рассмотрения, утверждения и выполнения бюджетов и докладов об их выполнении.

Процессуальные нормы распределяются по стадиям бюджетного процесса. Необыкновенно существенную роль они играют в точной регламентации по поводу разрешения разногласий, образующихся при рассмотрении и утверждении бюджетов.

Данные нормы регулируют бюджетные правоотношения, к которым относятся отношения, образующиеся между субъектами в процессе:

  • формирования доходов и реализации затрат бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов муниципальных внебюджетных фондов;
  • составления и рассмотрения планов бюджетов всех уровней бюджетной системы, их утверждения и выполнения, а также непосредственным государственным контролем за их исполнением.

Бюджетный процесс

Понятие бюджетного процесса раскрывает ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, определяя его как регламентированную нормами права работу органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и обсуждению планов бюджета, планов бюджетов муниципальных внебюджетных фондов, их утверждению и выполнению, а также по контролю за их исполнением.

В бюджетном процессе вполне можно выделить следующие ключевые стадии:

  • формирование планов бюджетов и муниципальных внебюджетных фондов;
  • обсуждение и утверждение планов бюджетов и муниципальных внебюджетных фондов;
  • выполнение бюджетов и муниципальных внебюджетных фондов;
  • формирование, обсуждение и утверждение докладов о выполнении бюджетов и муниципальных внебюджетных фондов.

При этом на всех стадиях бюджетного процесса осуществляется государственный бюджетный контроль.

  1. Формирование плана бюджета.

В России формирование планов бюджетов входит в зону ответственности исполнительных органов власти и местного самоуправления.

Формирование бюджета основывается на Бюджетном послании  Президента РФ; мониторинге социально-экономического развития конкретной местности на еще один год; ключевых инструкциях финансовой и налоговой деятельности и других программных и плановых документах.

Конкретное формирование планов бюджетов исполняют Министерство финансов РФ, бюджетные органы субъектов России и городских образований. Формирование плана федерального бюджета наступает не позже чем за 10 месяцев до начала следующего года.

  1. Обсуждение и утверждение бюджета.

    Правительство РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Правительство РФ подробнее вносит в Государственную Думу план федерального закона о федеральном бюджете, где проходит его тщательное обсуждение и оценка, после чего он утверждается.

  2. Выполнение бюджета.

    Исполнить бюджет - значит вовремя получить все запланированные по бюджету доходы и своевременно произвести все запланированные по бюджету расходы.

    В России выполнение бюджетов, управление их счетами и средствами возлагается на органы исполнительной власти. Федеральный бюджет исполняется Федеральным казначейством По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Федеральное казначейство и его функции подробнее . В ряде случаев Федеральное казначейство исполняет и бюджеты субъектов Российской Федерации и городских образований. Так, устанавливается казначейское выполнение бюджета.

  3. Формирование, обсуждение и утверждение доклада (отчета) о выполнении бюджета.

    Раз в год не позже 1 июня текущего года Правительство РФ подает в Счетную палату РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Судебная власть РФ. подробнее доклад о выполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона.

    Счетная палата РФ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Счетная палата РФ подробнее проверяет отчет и готовит решение по нему на протяжении 4,5 месяцев после представления, используя материалы и результаты осуществленных проверок. Затем Государственная Дума По данной теме мы уже выполнили реферат Государственная дума подробнее рассматривает доклад о выполнении федерального бюджета на протяжении 1,5 месяцев после получения решения Счетной палаты РФ.

Замечание 1

По результатам рассмотрения отчета о выполнении федерального бюджета и решения Счетной палаты РФ Государственная Дума принимает одно из следующих решений:

  • о утверждении отчета о выполнении федерального бюджета;
  • о отклонении отчета о выполнении федерального бюджета.
Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Марина Борисовна Юрьева

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис