Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Cубъекты политического участия

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Содержание статьи

Политологи не могут дать точного определения субъекту политического участия по целому ряду причин. Это вопрос остается открытым еще со времен Древней Греции, когда первые мысли о политической субъектности озвучил Платон, а затем его идеи пояснил и расширил Ф. Ницше. Он считал, что основными субъектами политики являются так называемее избранные люди, обладающие любым типом одаренности и составляющие цвет нации, ее элиту.

Чуть позже свое видение по определению субъектов политического участия озвучил Ф. Маркс. Согласно его теории, основными историческими личностями, которые активно играют роль в политике, являются общественные классы. Их же он наименовал политическим классами, так как всегда они возглавлялись определенной политической организацией, например, партией. В качестве субъекта политики сегодня выступают любые демократические модели. Все они декларируют принцип власти народа и закрепляют это понятие на законодательном уровне.

Подходы к определению субъектов политики

На современном этапе развития политических процессов принято выставлять в качестве искомого субъекта политического участия любые формальные и неформальные организации. Они должны осознавать собственные политические интересы и защищать их любыми доступными средствами в определенном поле политического противоборства между собой.

Замечание 1

Есть версия, что только формальные организации могут в полном праве существовать в виде истинных субъектов политики, так как они исполняют свои политические функции.

В России, согласно основному закону государства, носителем суверенитета и единственным источником власти признается многонациональный народ. Таким образом, он может осуществлять непосредственным образом свою власть и через специально уполномоченные на то органы государственной и муниципальной власти. В этой точки зрения все общественные движения, существующие в стране, представляют весь народ в целом и являются источником политической власти наравне с госструктурами. Они могут осуществлять свою власть не только путем всенародных выборов или через представительные органы, он и непосредственно через участие в митингах, забастовках, иных законных собраниях граждан.

Готовые работы на аналогичную тему

Специалисты обращают в этом случае внимание на то, что понятия субъекта права и субъекта политики не являются равноправными друг к другу. Своеобразный коллективный субъект политического участия, участвующий в политическом процессе, не является однородной группой, поэтому уже в начальной стадии своего зарождения и формирования начинают постепенно делиться на более мелкие группы. Их могут называть разными понятиями. Чаще всего они выступают в роли сторонних и активных наблюдателей, активистов, экспертов и других категорий граждан, способных влиять самостоятельно и при помощи групп на политические события и процессы в стране.

Замечание 2

Субъектом политического процесса может быть реальный или потенциальный субъект политических отношений. Носителем предметной и практической деятельности в политике становится субъект политики. Он выступает в роли актора политического процесса и способен оказывать определенное воздействие на власть и властные отношения, которые являются объектами политики.

Виды субъектов политического участия

Выделяют несколько основных видов субъектов политики:

  • индивид;
  • политическая организация или движение;
  • определенная социальная общность на основе этнической группы населения, нации, класса;
  • общественная организация или группа;
  • политические элиты;
  • государство и группы стран;
  • все мировое сообщество;
  • влиятельные корпорации;
  • церковные организации;
  • армия;
  • средства массовой информации.

Список не является законченным, поскольку с точностью не определены все признаки и типы субъектов политического участия. При этом субъект политики предстает в образе такого члена общества или образования, который сам способен на должном уровне оказывать полноценное влияние на политические процессы и решения в стране. Также субъекта может проводить различные политические акции и мероприятия или не допускать прямого проведения подобных акций, при этом активным образом участвовать и создавать конкуренцию всему политически-общественному пространству на определенной территории.

Субъект политики наделяется определенными полномочиями, чтобы эффективным образом принимать решения, которые будут касаться неопределенного круга граждан. Эти незаменимые качества должны присутствовать неразрывно с их активной деятельностью, либо в индивидуальном порядке, либо у тех граждан, которые непосредственно занимают руководящие должности в конкретной политической структуре.

Одновременно с этим субъектом политического участия может быть простой рядовой гражданин страны. Он должен обладать всеми теми же качествами и быт способен своими действиями и активной позицией повлиять на течение политического процесса. Его деятельность должна носить только целенаправленный характер и не угасать долгое время.

В реальной политике субъектами являются политические лидеры или элита страны. Они могут входить в различные политические группировки, партии, движения, а также возглавлять институты государства. Также выступать в качестве субъектов политики могут серьезные социальные сообщества. Они эффективные в момент защиты своих прав, а также исполнения задач, которые они взяли на себя в период своего появления и развития. Однако нередко подобные группы людей могут стать пешками в политических играх более серьезных соперников, игроков политики, поэтому им требуется постоянная координация. Ее сложно добиться обычными способами, в том числе серьезной разнородностью интересов и целей.

Роль субъекта в политическом процессе

В политическом процессе роль субъекта является определяющим фактором успешного существования и решения поставленных перед ним целей и задач. Каждый такой участники политического процесса должен обладать:

  • необходимым набором волевых качеств, чтобы эффективно решать проблемы;
  • организаторскими способностями на хорошем уровне, иначе эффективность заявленных мер окажется бесполезной;
  • способностью привлечь на свою сторону других граждан, которые станут полноценными субъектами политической активности;
  • определенной степенью запаса ресурсов, необходимых для воплощения плана.

Отмечается различный уровень вовлеченности в политические процессы различных групп граждан. На это влияет целый ряд факторов. В том числе, уровня политической культуры, индивидуальной социальной активности личности, гражданского самосознания, установившейся в конкретном регионе страны или обществе уровне экономической и социально-политической ситуации, а также немаловажным является степень обладания капитала различного вида.

В настоящее время в российских условиях установилась довольно низкая вовлеченность простых граждан в реальный политический процесс, поскольку отсутствуют в нормальном количестве развитые институты гражданского общества. Также на низком уровне находится состояние нормативно-правовой базы. Это могло бы способствовать ускоренному развитию субъектом политики в стране.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

марина николаевна калугина

Эксперт по предмету «Политология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис