Рассмотрение вопроса о характеристике государственности в политологии традиционно проводится в том числе путем изучение возможных форм и моделей государственности.
При этом одной из основных моделей государственности, выделение которой производится на современной этапе, является государственность европейская.
Исторически формирование европейской государственности происходило в период становления абсолютных монархий. В этой связи отдельные характеристики современной европейской модели государственности обусловлены историческими предпосылками – сломом существовавшей ранее многоуровневой системы феодального управления, на смену которой пришла единая иерархичная система государственного управления, главой которой выступал монарх, чья власть не была чем-либо ограничена.
Таким образом, для европейской государственности на первоначальным этапах ее становления и развития была характерна единоличная власть монарха, выступавшего абсолютным сувереном в пределах территории государства.
В дальнейшем на смену абсолютной форме организации монархического государства приходили конституционные монархии и республики, отличительной особенностью которых выступало то, что происходила замена единоличного персонифицированного суверена на «деперсонифицированного коллективного суверена», то есть парламент, состав которого периодически изменялся, в том числе путем применения демократических выборных процедур.
Для поздних стадий развития европейской государственности, в том числе для европейской государственности на современном этапе, характерна такая система формирования власти, при которой соответствующими правами наделены все граждане или подданные государства, ввиду наличия у них конституционно гарантированных избирательных прав.
При этом подлинно демократическая процедура формирования системы государственно-властного управления в рамках европейской традиции предполагает отсутствие каких-либо цензов, условий, в зависимость от которых ставилась бы возможность отдельного индивида выступать в качестве избирателей, принимая, таким образом, имеющие общегосударственное значение решения.
При этом подобная система формирования органов государственной власти, доказав, в том числе ввиду широкого распространения и вовлечения в процесс принятия управленческих решений широких слоев населения, активно критикуется учеными-политологами. Так, в числе негативных аспектов процедуры формирования органов управления в рамках европейской государственности зачастую называют:
Таким образом, следует отметить то, что европейская государственность, будучи хронологически более поздней формой организации общества, нежели, например, восточная государственность, изначально строилась на иных принципиальных началах, в числе которых выступали индивидуализм, частная собственность на землю, иерархичный государственный аппарат и т.д.
Благодаря этому, на современной этапе развития человечества европейские формы государственного устройства доказали свою эффективность и жизнеспособность, а соответствующие ценности восприняты в качестве идеала государственного устройства даже теми государствами, которые не принадлежат географически к странам европейского континента.