В современной политологии выработан подход, в соответствии с которым применительно к понятию государства принято выделять три основные характеристики, характер и содержание которых позволяют формировать определенное представление о соответствующей стране – это форма правления, форма политико-территориального устройства и политический режим.
Широко распространенный в настоящее время термин «демократия» выступает формой последней из вышеназванной характеристик – то есть политического режима. В наиболее общем виде рассматриваемая категория может быть определена следующим образом:
Политический режим – характеристика политико-государственного управления, отражающая совокупность используемых в процессе реализации политических отношений приемов, методов и форм.
Иными словами, политический режим непосредственно характеризует способ функционирования политической системы. При этом в политологии принято говорить о выделении трех классических политических режимов:
При этом необходимо также обратить внимание на то, что формирование и укрепление того или иного политического режима в стране не происходит сиюминутно – напротив, это результат длительного исторического процесса, на который оказывается влияние конкретно-исторических, географических, экономических, и иных факторов.
Более того, современные политологи отмечают, что анализ конкретных политических режимов, сложившихся в настоящее время в разных странах позволяет делать вывод о практической невозможности реализации идеальных теоретически моделей в государстве. В этой связи, политические режимы современных государств характеризуются смешанным характером, сочетая в себе признаки различных теоретических моделей. Одной из таких моделей признается авторитарная демократия.
Одной из форм смешанного политического режима в настоящее время признается авторитарная демократия, формирование которой имело место в некоторых государствах в XX в. Говоря об определении рассматриваемого политического режима можно привести следующую дефиницию:
Авторитарная демократия – это форма демократического политического режима, при котором правящая элита авторитарного государства предпринимает попытки установления (или декларирования) основ представления интересов широких слоев населения.
Идеологи авторитарной демократии указывают на то, что нередко такая модель политико-государственной организации оказывается даже предпочтительнее классической либеральной демократии, поскольку позволяет устранять присущие ей недостатки. В частности, обращается внимание на устранение дефектов классической демократии, связанных с партийной пропагандой, демагогией, несменяемостью власти, непрозрачностью и излишней бюрократизацией, и т.д.
Одной из значительных особенностей авторитарной демократии выступает особое понимание выборных процедур:
Концепция авторитарной демократии в наиболее оконченном и последовательном виде сложилась и была реализована в Италии эпохи фашизма (в 1920-1940 х гг.). Также именовалась терминов органическая демократия, и определялась как тип политико-административной организации общества, разработанные и реализуемый для исправления нарушений, присущих либеральной демократии.
Сторонники итальянской авторитарной демократии отмечали, что соответствующий политический режим основывается на двух принципах: принципе коммунитаризма, предполагающем сильное гражданское общество, с основой в виде местных сообществ и неправительственных общественных организаций, и вытекающем из данного принципа начале участия населения в государственном и местном управлении.
При этом наблюдалась определенной двойственность такой модели государственной организации связанной с тем, что с одной стороны, признается превалирование общественного благосостояния над частными интересами, а с другой – конкретные социально-политические решения принимаются гражданами непосредственно на различных уровнях социальной организации, таких как: