Конфликт гораздо проще предупреждать, чем потратить усилия на его решение.
Для того чтобы политический конфликт не стал неожиданностью, необходимо выполнение следующих условий:
- существование эффективной нормативно-правовой системы, в которой на уровне законодательства закладываются базисные правовые нормы, как для предотвращения политических конфликтов, так и для их разрешения и урегулирования. На уровне отдельной политической системы, то есть государства, базис такой правовой системы образует конституция и иные основообразующие акты законодательства, на уровне отношений международного характера — разнообразные двусторонние, общие и многосторонние международно-правовые акты. Существование нормативно-правовой системы дает возможность разрешать множество возникающих между субъектами политики противоречий, а в случае образования конфликта — институционализировать его в оперативной форме;
- наличие готовности всех участников политического процесса соблюдать наличествующую систему норм права;
- учреждение и производство мониторинга по нахождению потенциально конфликтных зон и принятие мер для предотвращения конфликтов.
Необходимые меры при возникновении политического конфликта
Если политический конфликт все же возник, то необходимо:
- найти, выделить мотивы и причины конфликта, его субъективную и объективную составляющие;
- определить реальные стороны-субъекты, которые имеют в конфликте собственный интерес;
- определить конфликтную установку сторон — их ожидания, цели, намерения;
- дать оценку состояния внешних условий, в которых может развиваться конфликт, к примеру, наличие объективных критериев для институционализации конфликта либо «внешних» факторов воздействия на конфликт.
Процедуры в разрешении политических конфликтов
Следующий этап в процессе разрешения политического конфликта предполагает множество последовательных процедур, таких как: институционализация конфликта, то есть определение общих принципов правил в разрешении конфликтной ситуации; легитимация, выражающаяся в готовности сторон конфликта соблюдать принятые правила и нормы в ходе разрешения конфликта; структурирование групп конфликта, то есть субъективация носителей преследуемых в конфликте интересов, определение качественных и количественных характеристик участников конфликтной ситуации; редукция, то есть последовательное послабление конфликта при помощи его перевода на другой уровень.
Принципы разрешения политического конфликта
М. М. Лебедева представила следующие принципы разрешения конфликта.
Принцип постепенности дает возможность сторонам приготовиться к началу непосредственно разрешения конфликта: выработать точки зрения, уменьшить напряженность в отношениях, образовать взаимное доверие сторон друг к друг, выработать разнообразные вариации решений, после чего приступить к согласованию итогового решения.
В условиях вооруженного конфликта принцип постепенности включает прохождение множества фаз:
- завершение насильственных действий — понижение уровня противостояния, ситуационная стабилизация;
- учреждение диалога, приготовление к переговорам;
- начало процесса переговоров;
- исполнение достигнутых договоренностей.
Принцип синхронности подразумевает, что стороны находятся на одной фазе одновременно.
Возможные варианты разрешения политических конфликтов
Есть множество способов для прекращения политического конфликта:
- устранение конфликтного объекта;
- замещение одного объекта иным;
- разделение конфликта объекта меж сторонами;
- устранение одной из конфликтных сторон;
- изменение позиций одной или всех сторон;
- изменение объектовых характеристик;
- обретение новых сведений об объектной стороне или наложение на него условных дополнений;
- недопущение опосредованного или непосредственного взаимодействия субъектов (к примеру, введение в зону соприкосновения сторон конфликта контингента миротворчества);
- приход конфликтующих субъектов к единому решению или обращение их к «арбитру» с условием подчинения всякому его решению.
В основном все они направлены на изменение самой ситуации конфликта посредством или влияния на участников конфликта, или изменения характеристики конфликтного объекта и пр.
Возможны и иные способы прекращения конфликта, к примеру, силовые. Так, военный конфликт меж мусульманами, боснийскими сербами и хорватами был прекращен при помощи метода принуждения. Миротворческие силы (ООН, НАТО) в буквальном смысле заставили стороны конфликта начать переговоры.
Способы разрешения политических конфликтов в системе демократии находятся в зависимости, прежде всего, от разновидности конфликта. Если имеет место быть горизонтальный конфликт, участниками которого традиционно выступают политические организации и институты, которые функционируют в границах существующей системы политики (к примеру, законодательная и исполнительная ветви власти), то этот конфликт является целиком институционализированным, и его разрешение предопределяется закрепленными законодательством правилами борьбы в политике (к примеру, конституцией).
Разрешение таких конфликтов во множестве зависит от существующих норм права и от умения лидеров политики искать компромиссы.
Если в процесс дебатов, переговоров, дискуссий, работы согласительных комиссий не получается прийти к компромиссу и конфликт переходит в тупиковую ситуацию, то в государстве демократического типа применяются некоторые вариации для его разрешения, а именно:
- обращение в конституционный суд;
- отставка правительства;
- роспуск парламента и назначение досрочных парламентских выборов;
- организация и проведение референдума по спорным вопросам и пр.
В политической жизни современного российского государства уже существовал прецедент референдума о недоверии Президенту Российской Федерации Ельцину Б.Н. в 1993 году. По результатам референдума президент обрел поддержку большей части избирателей, но в силу множества причин, наиболее важная из них - несовершенство законодательства, разрешить конфликт меж законодательной и исполнительной властью тогда не получилось.