Сущность политической рекламы
Политическая реклама представляет собой разновидность рекламы, которая направлена на изменение политического поведения общества (или определенной его части) в условиях политического выбора.
По своим функциям и принципам политическая реклама собой представляет комплекс специфических методов и форм неличного (неперсонализированного) представления и дальнейшего продвижения политических идей, практик и сил, которые способствуют достижению отдельных политических целей (иногда даже изменению общества в целом).
Как правило, политическая реклама не нацелена на получение прибыли и, таким образом, не является коммерческой (что ставит ее в один ряд с конфессиональной и социальной рекламой). В то же время, следует отметить, что в политической рекламе применяются, по сути, аналогичные средства, что и в коммерческой (а отличаются оба эти вида рекламы лишь по своим целям).
Объекты политической рекламы
В качестве объектов политической рекламы могут выступать:
- осязаемые политические продукты (политическое объединение или организация, политические деятели, проекты, действия и т. д.)
- неосязаемые политические продукты (политические инициативы, программы, отношения, идеи, практики и т. д.), которые предназначены для осуществления тех или иных общественных изменений.
Основные виды политической рекламы
Политическую рекламу, в соответствии с типами объектов рекламирования, можно подразделить на такие основные группы:
- реклама политического деятеля
- реклама политической организации
- реклама политического проекта.
Специфические особенности политической рекламы
Политическая реклама сочетает в себе четкую, предельно ясную определенность ее предмета и цели, и, в то же время, активный (иногда – даже агрессивный) характер коммуникационного воздействия.
Такое воздействие политической рекламы основывается на стремлении убедить как можно более широкие слои общества осуществить выбор в пользу какого-либо одного, конкретного политического продукта из нескольких возможных. Это, как правило, подразумевает сочетания самых различных (как рациональных, так и иррациональных) доводов и убеждений. Последние должны обладать значительной внушающей силой и быть более убедительными нежели доводы политических оппонентов.
Данной цели служит огромное разнообразие самых различных методов воздействия, а также содержательное наполнение рекламной коммуникации. Использование все этих приемов определяется конкретной ситуацией, стратегиями и намерениями политической силы, в интересах которой производится рекламная деятельность.
Таким образом, политическую рекламу можно рассматривать как особую форму коммуникации, которая направлена на достижение власти или общественных преобразований в соответствии с интересами, целями и потребностями тех или иных политических сил.
Функции политической рекламы
Основными из них являются:
- коммуникационная (благодаря политической рекламе устанавливаются прямые, а также обратные связи между носителями политических идей или политической власти, претендентами на политическую власть и обществом, или определенной его частью)
- информационная (политическая реклама распространяет среди социальных групп информацию о политических силах, их целях, предложениях, действиях и намерениях, способствуя, при этом, их осознанному политическому выбору)
- идеологическая (способствует распространению различных систем взглядов на окружающую действительность)
Основные заказчики политической рекламы
В большинстве случаев, ими являются:
- политическая партия
- кандидат (в депутаты, в мэры, в президенты и т. д.)
- общественное объединение
- инициативная группа по проведению референдума
- избирательное объединение и т. д.