Общая характеристика свободы в политической философии
Политическая философия, будучи разделом общей философии, характеризуется достаточно широким кругом явлений и процессов, входящих в предмет философского познания рассматриваемой области знаний. Традиционно к предмету политической философии принято относить определенные идеи, относящиеся к политике, политическим ценностям, и т.д. Одной из таких основополагающих, базовых идей в политике выступает идея свободы.
Нередко свобода в области политической философии рассматривается путем ее сопоставления с противоположной категорией рабства. В этой связи можно говорить о том, что в политической философии немаловажное место занимает проблема соотношения свободы и рабства, а также тех явлений и феноменов, которые в философском понимании располагаются между вышеназванными категориями.
Актуальность пристального внимания политической философии к свободе предопределена тем, что несмотря на достаточно большое количество трудов ученых-философов, посвященных изучению и поиску действительного смысла и сущности свободы, тема свободы в философии неисчерпаема. Представители каждой эпохи, культуры, цивилизации, а нередко и отдельных поколений людей по-разному трактуют категорию «свобода», предлагая собственные подходы к ее пониманию и определению.
В этой связи, одним из наиболее значимых свойств свободы выступает ее многозначность. В понимании современной политической философии свобода человека может подразделяться на естественную, моральную, гражданскую, политическую, экономическую и т.д. Кроме того, выделяются разновидности коллективной свободы, проявляющейся в свободе собраний, ассоциаций, митингов и т.д.
История идей политической философии о свободе
Одним из наиболее важных свойств свободы, выделяемым в рамках политической философии выступает то, что свобода – это категория историческая. Содержание данного свойства заключается в том, что современное понимание свободы сложилось как результат длительного многовекового исторического развития соответствующих идей.
Так, например, в силу особенностей жизни и мировоззрения людей в античности и средневековье, категория свободы определялась в качестве права членов общины, а равно иного сообщества, быть управляемыми в собственных интересах. Иными словами, свобода в то время реализовывалась коллективно, в качестве свободы участия в осуществлении суверенитета общины. Подобные взгляды находили свои отражение сначала у Аристотеля, а впоследствии – в работах Августина Аврелия и Фомы Аквинского.
При этом подобная трактовка свободы, в связи с общественной жизнью, не предполагала отсутствие вмешательства общины в жизнь ее членов.
Переход от средневековья к Новому времени обусловил изменение мировоззренческой парадигмы людей, а в качестве нового ключевого тезиса выступала радикальная переоценка места и роли человека в общества, и, соответственно, идеи свободы.
Таким образом, в период Нового времени были сформированы и утверждены благоприятные условия для свободного развития отдельно взятой личности и реализации ее возможностей. Подобный индивидуализм, предполагающий в качестве основного элемента личной свободы частную собственность, стал могущественной стимулирующей силой развития производительных сил и общественного прогресса.
В политической сфере, это прежде всего, привело к формированию демократических институтов и правового государства, становление которых позволило людям приобрести личную свободу в экономической, политической, социальной и иных сферах.
Социальная сущность свободы в политической философии
Еще одним важнейшим свойством свободы выступает ее социальная сущность.
Социальная сущность свободы в политической философии состоит в том, что свобода личности может быть реализована исключительно в системе взаимоотношений между людьми. Иными словами, вне общества свобода не существует.
Общество – это всегда союз отдельных личностей, вне жизнедеятельности которых теряется смысл существования самого общества. При этом общество и его члены находятся в очень тесной зависимости между собой, поскольку характеристика общества зависит от составляющих его личностей, накладывающих отпечаток собственной воли, устремлений, нравственных воззрений и пр. на формы общественной жизни.
В то же время, характеристика социальной сущности свободы проявляется также в том, что обеспечение и реализация личной свободы требует определенных социальных и политических условий, в том числе:
- Наличие многих центров власти, образованных в том числе, в соответствии с требованиями теории разделения властей, в качестве гарантии недопущения монополизации власти в руках одного органа, лица, социальной группы и т.д.;
- Реально обеспеченная и гарантируемая свобода выбора индивида во всех сферах общественной жизни;
- Социально-политический плюрализм и недопущение дискриминации по этническому, религиозному, национальному и иным признакам;
- Свобода частной собственности;
- И т.д.
Значение вышеназванных условий свободы состоит в том, что свобода личности невозможна в условиях отсутствия свободы экономического выбора, недостатка источников жизнеобеспечения, политическом единообразии. Каждый член общества свободен только тогда, когда ему гарантируется возможность приобретать и реализовывать собственные интересы при помощи всех средств, предусмотренных действующим национальным законодательством, самостоятельно выбирать род занятий и профессию, место пребывания и жительства и т.д.
При этом упомянутая выше необходимость действия в пределах правового поля неслучайна, поскольку свобода без законопослушания, и ее необходимого свойства – ответственности человека за собственные действия, образует содержания не свободы, а юридического правонарушения.