Проводя общую характеристику политической философии необходимо отметить то, что рассматриваемая сфера научных знаний располагается на стыке философии и политической науки. При этом в рамках политической философии происходит целостный анализ политической материи в целях формулирования ответа на следующие основные вопросы:
В этой связи, в процессе поиска истинных ответов на соответствующие вопросы и сопутствующего разрешения политико-философских проблем, сформировались основные концепции политической философии.
Концепция политической философии – комплекс самостоятельных принципов и идей, связанных с видением идеального устройства политической сферы общественной жизни, который может быть использовать в качестве основы социально-значимого поведения субъектов политики – партий, социально-политических сил, правительств и т.д.
В числе основных концепций политической философии могут быть названы: либерализм, консерватизм и марксизм. Рассмотрим подробнее особенности и основные положения данных концепций.
В рамках либеральной политико-философской концепции были сформулированы и разработаны многие положения, которые восприняты в настоящее время в качестве принципов и основ государственного устройства многих современных демократических государств. В том числе:
При этом необходимо обратить внимание на то, что либерализм, как политико-философская концепция отличается достаточной гибкостью и динамизмом, поскольку выступает теорией, открытой для воздействия со стороны других течений, а также чутко реагирующей на большинство изменений общественной жизни и модифицирующейся в связи с ними, подстраиваясь под новые социальные реалии.
Консерватизм, как политико-философская концепция вобрал в себя множества идей и точек зрений философов самых разнообразных исторических периодов – начиная от античности вплоть до современных последователей консервативных воззрений. Консерватизм выступил, своего рода, противопоставлением предложенным в эпоху Просвещения и времена Великой французской революции идеям индивидуализма, прогресса, системное понимание общества и т.д.
В числе отправного тезиса представители консерватизма утверждали греховность человеческой сущности, в связи с чем, впоследствии отвергались абстрактные идеи индивидуальной свободы, самого существования неотъемлемых человеческих прав, возможности заключения некоего «общественного договора» и т.д. Напротив, консерваторы утверждали, что человек, в том числе в силу собственного несовершенства, не только не способен, но и не должен стремиться к какому-либо переустройству общества, поскольку даже подобное стремление является «насилием» над естественными законами общественного развития.
На протяжении исторического развития консервативная политико-философская концепция претерпевала разнообразные преобразования.
Детальное рассмотрение отдельных вариантов консервативных политико-философских направлений, позволило исследователям выделить неоконсервативное, патерналистское, радикалистское, «правое» и др. разновидности классического консерватизма.
Марксизм – одно из наиболее крупных направлений философско-политической мысли, возникшее в русле идей европейской политической философии в XIX веке и оформившееся в работах К. Маркса и Ф. Энгельса, а также развито их многочисленными последователями.
Марксизм, как политико-философскую концепцию по праву признают, своего рода, результатом развития политической философии в эпоху Просвещения и рационалистической традиции. Суть рассматриваемой концепции состоит в том, что экономический базис общества определяет политико-идеологическую надстройку государства. В свою очередь противоречие между производительными силами и производственными отношениями и классовая борьба определяют основные направления исторического развития общества.
При этом основоположники и последователи марксизма отмечали, что несмотря на все недостатки и несовершенства государственного устройства, предопределяющие существование социальных конфликтов, государственная организация необходима для существования и развития общества, поскольку исчезновение или ликвидация государства, призванного разрешить соответствующие противоречия, стали бы хаос и анархия, которые по своим разрушительным возможностям могут стать хуже любой диктатуры и деспотизма.