Понятие региональной политической элиты
Под региональной политической элитой понимается элита, осуществляющая управление обществом в конкретном регионе.
Необходимо отметить, что объем региональных политических элит постоянно изменялся в течение истории, что приводило также к изменению их роли в истории конкретно государств. Наиболее подробно анализ региональных политических элит был осуществлён приблизительно в 1990-2000 годы с целью установить, насколько сильно изменялись региональные элиты в рамках конкретных государств, а также насколько сильно они зависели от развития федерации в целом.
Таким образом, региональная политическая элита выступает в качестве социальной группы, которая является основанием подготовки принятия различных политических решений на уровне субъектов Федерации. Особенно актуально данное положение для Российской Федерации, так как оно является федеративным государством.
На основании деятельности элит создаются нормы, по которым должны жить абсолютно все свои общества. Данные нормы закрепляются в различных нормативно-правовых актах. Так как региональные власти не являются конечной инстанцией, они обязаны прислушиваться к федеральным органам власти в различных отраслях власти.
При этом нельзя применить единый термин ко всем региональным властям, так как характеристики различных субъектов также будут различны. В частности, в отдельных регионах существуют достаточно сложные конгломераты сегментов элиты, различающиеся по группам интересов, а также по интеграции в политическую структуру.
Ресурсы региональных политических элит
Между региональными властями происходит борьба за ресурсы, что выступает в качестве необходимой предпосылки развития различных регионов. Очевидно, что ресурсы ограничены, что и способствует возникновению и развитию конкуренции в данной сфере. Подобные понятия можно применить не только каким-либо материальным ресурсам, но и также к ресурсам власти, что отождествляется с различными материальными и нематериальными средствами, которыми обладают носители власти. Наличие различных ресурсов обеспечивает им преимущество над другими структурами власти, социальными общностями. В частности, выделяют следующие категории ресурсов:
- административный ресурс;
- политический ресурс;
- экономический ресурс;
- информационный ресурс.
Так, под административными ресурсами понимают нормы права, которые прописаны в законодательстве субъекта, а также неформальные права, которыми обладают руководителя того или иного субъекта федерации. В частности, необходимо учитывать взаимоотношения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов. Наличие административных ресурсов позволяет выстраивать отношения между ними.
Говоря о политических ресурсах, необходимо упомянуть представительство в органах федеральной власти, способность влиять на решение центрального аппарата, контролировать принятое решение, а также обладание определенной поддержкой в регионах.
Необходимо отметить, что в России объем полномочий политических элит сильно изменился с момента управления Владимира Путина. В частности, стала выстраиваться более эффективная система управления с целью сосредоточения в своих руках различных категорий функций. Однако при подобной политике стало невозможным сохранение влиятельных и самодостаточных элит регионов, что подразумевала пересмотр их статуса в субъектах федерации. В частности, российские регионы были объединены в 7 федеральных округов. В каждом округе были назначены полномочные представители президента, основной задачей которых являлся контроль за властями субъектов. Таким образом, на сегодняшний день в России существует мне двухуровневая система управления, как принято считать, а трехуровневая.
В последующем полномочия губернаторов были существенно расширены. Однако был введён институт федерального вмешательства, что позволяло президенту снять с должности любого главу региона. Кроме того, губернаторы лишились официальной площадки, на которой они могли бы собираться все вместе и разрешать различные вопросы в политической и иных сферах. Такая ситуация способствовала разобщение регионов. Губернаторы также лишились возможности взаимодействовать лично с президентом, они могут взаимодействовать только через представителей аппарата президента.
Нововведения в сфере региональной политической элиты
Таким образом, произошли существенные реформы в сфере управления региональной политической элиты, в связи с чем за последние годы она существенно изменилась. Основное усилие было сделано на укрепление партий и усиление роли политических лидеров. В настоящее время партии могут самостоятельно выдвигать кандидатов на выборы, также могут иметь место и самовыдвиженцы.
Однако несмотря на все предпринятые меры региональные политические элиты на сегодняшний день в значительной степени ослаблены. Это обусловлено тем, что представители данных властей не имеют возможности влиять на политическую обстановку государства в целом. Выборы на сегодняшний день проводятся по смешанной системе, что также усиливает разночтения между различными регионами. Однако если лидеры утрачивают свой вес на политической арене, это не означает, что свою позицию в политической системе утрачивает и конкретный регион.
Нередко именно средства массовой информации обращают внимание на протекающие политические процессы в регионах и конкуренцию, которая существует сегодня между региональными властями и журналистами. Многие считаю данную конкуренцию неизбежной в силу сложившихся общественных отношений. Например, исследователи говорят о том, что журналисты добывают информацию, в то время как региональные власти и не хотят ей делиться. Таким образом, СМИ заставляет региональные власти, в том числе элиту, отчитываться перед народом.