Германский неолиберализм является своеобразным вариантом теории государственного регулирования экономики, но с большим, в сравнении с кейнсианством, акцентом на поддержке конкурентного механизма рынка.
Основоположники германского неолиберализма
Основоположником германского неолиберализма является В. Ойкен. В обобщающем труде "Основы национальной экономической теории" Ойкен на основе веберовской методологии "идеальных типов" выдвигает положение о существовании двух типов хозяйства:
- "свободного рыночного";
- "центрально-управляемого".
По Ойкену первая форма является более совершенной: экономикой управляет рынок при помощи механизма свободных цен. Во второй форме хозяйство существует в режиме абсолютной командной экономики, которая исключает воздействие механизма рынка.
Но ни одна форма хозяйства в действительности не может существовать "в чистом виде», так как все они играют роль лишь определяющего принципа реальной экономики. Любое хозяйство включает в себя один и тот же набор элементов (кредит, разделение труда, процент, прибыль, зарплата и т.п.), но данные элементы сочетаются каждый раз по-новому, зависимо от господствующего принципа централизации или децентрализации и от исторических обстоятельств. Ойкен высказался в пользу децентрализованных форм рыночного хозяйствования.
Неолиберальная методика Ойкена является отчасти родственной неоклассической, так как центрально-управляемое хозяйствование осуждается в ней со стороны "протестантской этики", следования традициям культуры Запада. С точки зрения Ойкена, всякая форма хозяйства образуется не стихийно, а создается посредством сознательных действий при ведущей государственной роли. Базис неолиберальной методики Ойкена образует концепт немецкой исторической школы о "национальном хозяйстве" как о сущности "национального духа". Базисные постулаты теории Ойкена обобщены в форме концепта экономического порядка. Данный порядок представляется теми реальными формами, в которых протекает деятельность организаций, фирм, отдельных участников.
В труде "Основные принципы экономической политики" рассмотрена "политика порядка", т. е. политика регулирования процессов в экономике. Самым обширным полем деятельности для такой экономической политики представляется "социальный и правовой порядок". Базисное правило ее - оформление и подготовка общехозяйственных условий и отношений для экономики в целом.
Основную проблему Ойкен узрел в устранении жесткой системы государственного регулирования, обуздании монополий. Он подверг критике политику централизованного правления и обосновал политику "среднего пути".
Развитие концепции германского неолиберализма
Ойкен и иные экономисты фрайбургской школы выделяют две сферы экономической политики:
- Политику регулирования;
- Политику порядка.
Первое - собственно политика действия на процесс развития экономики и хозяйственного роста. Вторая - сфера формирования и усовершенствования хозяйственного порядка, его организации.
Конкурентный порядок, который обоснован Ойкеном, выведен из исторически сформировавшихся тенденций. "Мы не создаем конкурентный порядок, а встречаем его элементы в конкретной действительности", - говорил он.
Концептция Ойкена дала толчок к формированию нового мировоззрения, которое ориентировано на организованный и свободный рынок. Она подготовила условия для создания новой политики, сформулированной Л. Эрхардом.
Людвиг Эрхард - крупный представитель германского неолиберализма. При его участии Западная Германия к концу 40-х годов выводилась из кризисного состояния и в ней проводились реформаторские процессы. Эрхард является "конструктором" нового хозяйственного порядка, осуществлявшим в Германии экономические реформы и структурные перестройки. Успехи преобразований определялись итогом комбинаций двух компонентов:
- политики рыночной экономики;
- валютной реформы.
Денежная реформа тщательным образом подготавливалась, производилась последовательно и решительно, так что увеличение цен было остановлено приблизительно через полгода. К началу 1950 года превзойден был довоенный производственный уровень. Главной причиной успеха является осуществленный Эрхардом переворот курса экономической политики к рыночному хозяйству, развитию конкуренции. Реформа, которая была проведена Эрхардом и его сторонниками, сформировала предпосылки для возрождения Германии в экономическом плане. Хотя обоснование реформы реализовывалось с позиции неолиберальной теории, в практической жизни существенным образом усиливалась регулирующая государственная роль.
Эффективнейшая политика Эрхарда в экономической сфере, которая обеспечила высочайшие темпы роста, была ориентирована на образование социального хозяйства рыночного типа.
Отличительные его черты характеризуются следующим:
- Особенная государственная роль государства. В базисе хозяйственной системы располагается конкурентный рынок, свободная рыночная экономика. Но экономический порядок не учреждается самостоятельно, его способно устанавливать государство.
- Важнейшей государственной функцией представляется разработка и произведение специфической политики социальной направленности. Данная политика устремлена к установлению социального, экономического и политического порядка, так как они имеют тесную взаимосвязь и взаимное переплетение.
- Полноценное развитие конкуренции в образе фактора системы порядка. Здесь необходимыми являются необходимы борьба с монополизмом, оказание содействия среднему и мелкому предпринимательству, воссоздание любому человеку условий для проявления скрытых возможностей и способностей. Экономический прогресс обеспечивается конкуренцией, так же благодаря ей происходит рост производительности, она представляется инструментом по обеспечению самостоятельности при хозяйствовании.