Справочник от Автор24
Все самое важное в приложении

Школы неолиберализма

Фрайбургская и историческая школы Германии

Историческая школа образовалась в Германии в середине 19 столетия там, где классическая школа распространения не получила.

Замечание 1

Последователи исторической школы полагали, что экономика любого государства развивается по собственным законам, связанным с ее географическими характеристиками, национально-культурными традициями, историческим развитием и чертами национального характера.

Они полагали, что общие экономические законы обмена, производства, распределения, являются лишь выдумкой англичан.

Методологические особенности исторической школы представлены в:

  1. Учете воздействия на экономическое развитие государства факторов социальной среды, в их числе человеческого фактора;
  2. Обнаружении взаимосвязи неэкономических и экономических факторов;
  3. Обнаружении роли и места неклассовых критериев при исследовании этапов и фаз общественного развития.
Попробуй бесплатный инструмент для оформления работы по ГОСТу «ДокСтандарт»
Загрузи учебную работу и получи отформатированную версию всего через 30 секунд 👍
Попробовать
Замечание 2

В соответствии с мнением последователей исторической школы, экономические законы нельзя отождествлять с природными, неизменно проявляющими себя, благодаря стабильному характеру вызывающих их действие ранее известных компонентов и элементов.

В связи с этим, вопреки классикам, они указывали на не универсальность политэкономии и зависимость результата экономических процессов не только от базисных (экономических), но и от неэкономических факторов, то есть, как принято говорить, от влияния социальной среды: национальных традиций и особенностей, исторической случайности, географических условий государства, особенностей национальной религии, психологии, культуры.

У классиков неолиберализма неэкономические факторы обуславливаются воздействием экономических факторов, то есть чем выше уровень сил производительных, тем более развитой станет социальная среда. В трудах авторов немецкого происхождения экономические и неэкономические факторы рассмотрены во взаимосвязи. Данная позиция вела к рождению идеи уникальности национального немецкого духа.

Полезно для написания работы по теме «Школы неолиберализма» 👇
Готовые работы
Курсовые, дипломные, другие работы, написанные учащимися.
Подробнее
Консультация эксперта
80% учащихся, обратившихся за помощью, улучшили успеваемость.
Подробнее
Помощь в написании работы
Трудности с написанием? Мы поможем! Подберем список литературы, разберем ошибки.
Подробнее

У классиков историзм проявлен посредством критерия выделения на разных этапах эволюции государств высших и низших и народов, главных и посредственных общественных классов. Авторы немецкого происхождения применяли ив этом случае хозяйственный подход.

В процессе эволюции германской исторической школы в литературе выделены следующие этапы:

  1. «Старая историческая школа»40-60-е годы19столетия, представители Ф. Лист, В. Рошер, К. Книс, Б. Гильдебрандт.
  2. «Новая историческая школа» 70-90-е годы19столетия, представители Г. Шмоллер, Л. Брентано, К. Бюхер.
  3. «Новейшая историческая школа» первая треть 20 столетия, представители М. Вебер, В. Зомбарт, А. Шпитхоф.

Заслуга представителей старой исторической школы, прежде всего, заключена в образовании альтернативных классической школе положений методологического характера, затем пположенных в базис методологии социально- институционального направленности.

«Старая» историческая школа

Основатель исторической школы - Фридрих Лист. В собственном основном труде «Национальная система политической экономии», он выступал против классиков английского происхождения. В центре его труда — национальная экономика как неделимое, в ее взаимных связях с внешним окружением.

Основные идеи, изложенные в книге:

  • Теория производительности сил. Увеличение богатства общества получается посредством не разрозненной, а согласованной деятельности людей, должных сохранить и умножить произведенное усилиями предыдущих поколений. Настоящее богатство заключено в развитии сил производства, а не в численности меновых ценностей. Задачей политики является объединение людей, обеспечение промышленного воспитания нации; это облегчает подъем производительных сил. Повышение производительных сил начнется с отдельной фабрики и позже распространится до национальной ассоциации.
  • Концепт прогресса в экономике нации, согласно учению о производственных стадиях. Предложенные Листом стадии являлись достаточно условными: «дикое состояние», «быт пастуха», «хозяйство земледелия», «хозяйство земледелие и ремесло». В результате нации входят в заключительную стадию, где гармонично развиваются и прирастают сельское хозяйство, торговля, промышленность.
  • Объяснение активной политики экономического характера в государстве. Лист считал, что нельзя понимать народное хозяйство органически целым, если исключить из него хозяйство государства. Народная экономия станет национальной экономией в том случае, если государство охватит целую нацию, которая обладает самостоятельностью, способностью обретения устойчивости и политического значения. Власть государства согласует и отправляет усилия отдельных звеньев национального хозяйства для долгосрочных коренных интересов нации.

«Новая» историческая школа

Она развила методики «старой» школы в новейших условиях. Германия являлась уже единым национальным государством, отпадала необходимость доказывания жизненной важности соединения и жестокого протекционизма. Но культ государства и националистические мотивы оставались традиционными чертами, которые подпитывали внешнеполитической агрессивностью государства Германии. Г.Шмоллерв собственных работах «История мелкого ремесленного производства в Германии в 19 века», «Народное хозяйство, наука о народном хозяйстве и ее методы» твердо былу верен в том, что политическая экономия может обратиться в доминант общественной науки лишь тогда, когда учредит прочные научные связи с историей, этикой, политологией, социологией.

Шмоллер выделил три сферы деятельности в практике экономики: государственное хозяйство, частное хозяйство, харитативное хозяйство. В частном господствует личный интерес, во государственном— общественный, который основан на принципе принудительности, в третьем - благотворительность. В числе функций государства представители «новой» исторической школы отмечали следующие: забота об эстетическом и умственном воспитании; здоровье; развитие путей сообщения; покровительство детям, старикам; помощь рабочим, которые получили увечья.

Не нашел нужную статью?
Воспользуйся новым поиском!
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Дата написания статьи: 18.06.2018
Трудности с учебой
Трудности с написанием работы?

Эксперты на Автор24 помогут сделать любую учебную работу!

Попробуй бесплатный инструмент для оформления работы по ГОСТу «ДокСтандарт»

Загрузи учебную работу и получи отформатированную версию всего через 30 секунд

Попробовать
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot