История создания Московского института философии, литературы и истории
МИФЛИ – это Московский институт философии, литературы и истории.
Открытие МИФЛИ произошло во времена существования Советского государства в 1931 году. В то время были ликвидированы гуманитарные факультеты МГУ (Московского государственного университета) и на их месте открыт факультет исторической и философской направленности. Свое наименовании институт получил только в 1938 году.
Подготовка к открытию учебного заведения началась 23.07.1930 года, с момента выхода постановления ЦИК и СНК, утверждающего реорганизацию гуманитарных факультетов МГУ. Тоже касалось и иных направлений образования: естественно-научные и физико-математические факультеты были преобразованы в отдельные высшие учебные заведения. Это было необходимо для организации четкого профилирования учебных заведений и упрощения их функционирования и государственного контроля.
Учебное заведение имело полностью гуманитарную направленность. В нем были открыты следующие факультеты:
- Факультет философии.
- Факультет истории.
- Факультет археологии.
- Факультет литературы.
- Факультет филологии.
- Экономический факультет.
- Факультет краеведения.
Существовал также и факультет антирелигиозного обучения. На нем происходило ознакомление с идеологий, являющейся фундаментом советской государственности, подготавливались партийные работники.
Обучение в вузе, впрочем, как и вся образовательная система того время базировалась на учениях Карла Маркса и методологии В.И. Ленина. Это проявлялось в том, что приоритетной дисциплиной была истории, включающая диалектический и исторический материализм и историю образования и развития коммунистической партии. Кроме того, политэкономия также относилась к значимым и обязательным предметам.
Существование учебного заведение было не продолжительным. Он действовал в течение десяти лет, а затем в 1941 году был вновь объединен с МГУ. На тот момент институт состоял из четырех основных факультетов, а также аспирантуры. Они были преобразованы в факультеты по филологии, философии и экономике Московского государственного университета.
Открытие института было нацелено на подготовку будущих сотрудников НИИ, педагогов высокой квалификации.
Специфика обучения в МИФЛИ
Образовательное заведение было поистине уникальным для того времени. Фактически, образование в нем стало попыткой возрождения дореволюционных образовательных концепций и направлений.
В МИФЛИ преподавали профессора, педагоги, которые не попали под репрессии: С. В. Бахрушин, Б. Э. Быховский, В. П. Волгин, И. Д. Удальцов, Д. Н. Ушаков и ряд других известных в педагогической сфере личностей-историков, филологов, искусствоведов.
Специфическими чертами организации учебно-воспитательного процесса в вузе были следующие:
- Процесс образования строился по классическому образцу царской России;
- Это был единственный институт с достаточно свободными направлениями деятельности. в нем допускалось чтение лекций по зарубежной литературе, изучались иностранные языки, предпринимались попытки применения методики проблемного обучения;
- Затруднительное поступление в учебное заведение. Далеко не каждый мог стать студентом ИФЛЯ. Для этого требовались расширенные знания по всем школьным дисциплинам, поскольку экзамены необходимо было сдавать не по отдельным предметам, а по всему аттестату СОШ. При этом конкурс был нереально огромным. Только развитые интеллектуальные способности, целеустремленность и приложение огромных усилий могли стать помощниками в получении статуса студента МИФЛИ;
- Преподавательский состав вуза характеризовался высоким профессионализмом. В него входили высоквалифицированные педагоги, мастера своего дела, наделенные обширными научными и культурными знаниями, прошедшие еще дореволюционную школу и, способные к эффективной организации учебно-воспитательного процесса, применению творческого подхода;
- Профессора учебного заведения с трудом свыкались с мыслью о том, что выпускники школ не владеют несколькими иностранными языками, как было в царские времена;
- В процессе обучения большое место отводилось развитию навыков самостоятельности студентов, их самообразованию для этого пару дней в неделю выделялось на самостоятельную работу с литературными источниками в библиотеке;
- Студент позиционировался как способный научный специалист, продуктивный работник;
- Преобладание атмосферы творчества и интеллектуального поиска, но в достаточно нормированном, советской властью, объеме;
- Обучение в вузе было ориентировано на выпуск высококвалифицированных специалистов, необходимых для построения взаимоотношений с иностранными государствами;
- Институт носил двойственную направленность деятельности: с одной стороны, он был ориентирован на возрождение дореволюционной системы образования, но только в рамках ее грамотной реставрации, отвечающей требованиям государственной идеологии, сохранение и развитие которой продолжало стоять на приоритетной позиции политической деятельности;
- Наличие исследовательского отдела. В нем трудились ведущие профессора в области педагогики, разрабатывающие учебную литературу, пособия философского и исторического содержания. Кроме того, производилось чтение публичных лекций.
Следует отметить, что несмотря на относительную свободу, царившую в учебном заведении, оно не было застраховано от репрессий того времени. Точно также происходили отчисления и ссылки студентов, предполагаемых врагов государства, имеющих антисоветские взгляды, связи с нежелательными политическими гражданами, скрывавшими свое истинное происхождение и т.д.
Немаловажно, однако то, что в учебное заведение принимались дети, чьи родители были сосланы или репрессированы. Такого не наблюдалось ни в одном другом учебном заведении Советского Союза.