Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Значение МИФЛИ для русской педагогики

История создания Московского института философии, литературы и истории

Определение 1

МИФЛИ – это Московский институт философии, литературы и истории.

Открытие МИФЛИ произошло во времена существования Советского государства в 1931 году. В то время были ликвидированы гуманитарные факультеты МГУ (Московского государственного университета) и на их месте открыт факультет исторической и философской направленности. Свое наименовании институт получил только в 1938 году.

Подготовка к открытию учебного заведения началась 23.07.1930 года, с момента выхода постановления ЦИК и СНК, утверждающего реорганизацию гуманитарных факультетов МГУ. Тоже касалось и иных направлений образования: естественно-научные и физико-математические факультеты были преобразованы в отдельные высшие учебные заведения. Это было необходимо для организации четкого профилирования учебных заведений и упрощения их функционирования и государственного контроля.

Учебное заведение имело полностью гуманитарную направленность. В нем были открыты следующие факультеты:

  1. Факультет философии.
  2. Факультет истории.
  3. Факультет археологии.
  4. Факультет литературы.
  5. Факультет филологии.
  6. Экономический факультет.
  7. Факультет краеведения.

Существовал также и факультет антирелигиозного обучения. На нем происходило ознакомление с идеологий, являющейся фундаментом советской государственности, подготавливались партийные работники.

Обучение в вузе, впрочем, как и вся образовательная система того время базировалась на учениях Карла Маркса и методологии В.И. Ленина. Это проявлялось в том, что приоритетной дисциплиной была истории, включающая диалектический и исторический материализм и историю образования и развития коммунистической партии. Кроме того, политэкономия также относилась к значимым и обязательным предметам.

Существование учебного заведение было не продолжительным. Он действовал в течение десяти лет, а затем в 1941 году был вновь объединен с МГУ. На тот момент институт состоял из четырех основных факультетов, а также аспирантуры. Они были преобразованы в факультеты по филологии, философии и экономике Московского государственного университета.

«Значение МИФЛИ для русской педагогики» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Замечание 1

Открытие института было нацелено на подготовку будущих сотрудников НИИ, педагогов высокой квалификации.

Специфика обучения в МИФЛИ

Образовательное заведение было поистине уникальным для того времени. Фактически, образование в нем стало попыткой возрождения дореволюционных образовательных концепций и направлений.

В МИФЛИ преподавали профессора, педагоги, которые не попали под репрессии: С. В. Бахрушин, Б. Э. Быховский, В. П. Волгин, И. Д. Удальцов, Д. Н. Ушаков и ряд других известных в педагогической сфере личностей-историков, филологов, искусствоведов.

Специфическими чертами организации учебно-воспитательного процесса в вузе были следующие:

  • Процесс образования строился по классическому образцу царской России;
  • Это был единственный институт с достаточно свободными направлениями деятельности. в нем допускалось чтение лекций по зарубежной литературе, изучались иностранные языки, предпринимались попытки применения методики проблемного обучения;
  • Затруднительное поступление в учебное заведение. Далеко не каждый мог стать студентом ИФЛЯ. Для этого требовались расширенные знания по всем школьным дисциплинам, поскольку экзамены необходимо было сдавать не по отдельным предметам, а по всему аттестату СОШ. При этом конкурс был нереально огромным. Только развитые интеллектуальные способности, целеустремленность и приложение огромных усилий могли стать помощниками в получении статуса студента МИФЛИ;
  • Преподавательский состав вуза характеризовался высоким профессионализмом. В него входили высоквалифицированные педагоги, мастера своего дела, наделенные обширными научными и культурными знаниями, прошедшие еще дореволюционную школу и, способные к эффективной организации учебно-воспитательного процесса, применению творческого подхода;
  • Профессора учебного заведения с трудом свыкались с мыслью о том, что выпускники школ не владеют несколькими иностранными языками, как было в царские времена;
  • В процессе обучения большое место отводилось развитию навыков самостоятельности студентов, их самообразованию для этого пару дней в неделю выделялось на самостоятельную работу с литературными источниками в библиотеке;
  • Студент позиционировался как способный научный специалист, продуктивный работник;
  • Преобладание атмосферы творчества и интеллектуального поиска, но в достаточно нормированном, советской властью, объеме;
  • Обучение в вузе было ориентировано на выпуск высококвалифицированных специалистов, необходимых для построения взаимоотношений с иностранными государствами;
  • Институт носил двойственную направленность деятельности: с одной стороны, он был ориентирован на возрождение дореволюционной системы образования, но только в рамках ее грамотной реставрации, отвечающей требованиям государственной идеологии, сохранение и развитие которой продолжало стоять на приоритетной позиции политической деятельности;
  • Наличие исследовательского отдела. В нем трудились ведущие профессора в области педагогики, разрабатывающие учебную литературу, пособия философского и исторического содержания. Кроме того, производилось чтение публичных лекций.

Следует отметить, что несмотря на относительную свободу, царившую в учебном заведении, оно не было застраховано от репрессий того времени. Точно также происходили отчисления и ссылки студентов, предполагаемых врагов государства, имеющих антисоветские взгляды, связи с нежелательными политическими гражданами, скрывавшими свое истинное происхождение и т.д.

Замечание 2

Немаловажно, однако то, что в учебное заведение принимались дети, чьи родители были сосланы или репрессированы. Такого не наблюдалось ни в одном другом учебном заведении Советского Союза.

Дата последнего обновления статьи: 14.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot