Воспитание и развитие женщины в Древней Руси
Семейное воспитание на Руси начало развиваться с VIII века. Оно носило народную направленность и во всем было сопряжено с народными обычаями и традициями славян.
В Древней Руси основным местом приложения сил женщины была семья и семейный быт. Если мальчиков готовили к будущей трудовой деятельности, охоте, войнам, то девочкам отводилась роль хранительниц домашнего очага, занятых рождением и воспитанием детей.
Изначально, женщина была наделена достаточно обширными правами и могла пользоваться свободой в выражении своих желаний, выборе брачного партнера. Постепенно происходит утрата женщиной этих прав. Она начинает занимать в семье особое положение: родители определяют ее желания и потребности, делают за нее выбор суженного. Такое положение женщины установилось и просуществовало в течение нескольких столетий после принятия в 988 году христианства.
Принятие христианства оказало важное влияние на развитие педагогической мысли Руси. Происходит появление первых школ, куда принимали представителей дворянских сословий, преимущественно мужского пола. Считалось, что девочкам не нужно образование. Они должны заниматься домашними делами. Поэтому воспитание девочек реализовывалось в семье.
К X-XI веку появляются разнообразные литературные пособия педагогической направленности. В них содержались советы по воспитанию девочек и мальчиков в домашних условиях. К основным советам относились следующие:
- Необходимость воспитание в девочке благочестия и послушания.
- Воспитание методом «кнута и пряника» т.е. необходимо поощрять успехи и применять телесные наказания в случае непослушания воспитанниц.
- Привитие знаний ведения домашнего хозяйства.
- Уважительное отношение к родителям, старшим и мужу.
- Воспитание должно проходить в строгости.
- Воспитание должно прививать трудолюбие.
- Воспитание должно прививать нравственные качества и формировать духовную личность: будущую мать, слугу Господа и верную прислужницу мужа.
К концу XI века начали открываться первые женские училища при монастырях. Обучение носило воспитательную направленность. Девочек учили закону Божиему, внушали правила социального поведения и ориентиры деятельности. Также, проходило обучение письму и чтению, навыкам шитья и приготовления блюд.
C X по XIII века воспитание женщин проводилось в строго регламентированных рамках. Ограничения затрагивали все сферы общественной жизнедеятельности и касались представительниц любого сословия.
Девочка должна была подчиняться своему отцу или иному опекуну до того момента, как выйдет замуж. Далее, ее судьбой и воспитанием занимался ее муж. Женщина не имела права передвигаться по городу одна, а выходить на улицу вообще было допустимо только в крайних случаях: поход в церковь или на обучение.
Девочки воспитывались нянями, приживалками, кормилицами и иными родственницами. Они учились рукоделию, шитью, получали уроки воспитания нравственности, которые должны были затем передавать своим детям.
Воспитание женщины в эпоху Средневековья
Воспитание и образование женщин в Средневековье не было ни полноценным, ни общедоступным. Воспитание реализовывалось в рамках ограниченных взглядов и было направлено на развитие будущих хранительниц домашнего очага. Поведение женщин имело жесткую регламентацию и общественный контроль.
Эпоха Средневековья ознаменовалась тем, что образование женщин не считалось необходимым. Женщину рассматривали как существо, которое наделено несовершенным разумом, поэтому, она не способна логически мыслить, анализировать, запоминать, перерабатывать и воспроизводить информацию. Такая интеллектуальная работа считалась ненужной и создающей одни только лишние проблемы. В этой связи, обучение и воспитание женщин проводилось, как правило, в домашних условиях с опорой на усвоение женщинами бытовых навыков. Это относилось к аристократическим семьям. Девочек обучали чтению и письму, вышиванию, религиозным канонам. Что касается, семей бедняков, то девочек не обучали грамоте, поскольку считали это дело бесполезным и даже греховным.
Процесс воспитания и образования женского населения в эпоху Средневековья реализовывался согласно одному из трех подходов:
- Основное направление жизнедеятельности женщины должно быть ограничено домашними делами. Она должна быть добродетельной и целомудренной. В образовании представительниц женского пола нет необходимости, более того, они этого недостойны. Однако, в этом подходе имелись и исключения. Монахини обязательно обучались грамоте и духовому делу. Это было обусловлено тем, что основная масса средневековых школ для мальчиков находилась при монастырях, и они обучались монахинями. Монахини получали образование, но некоторые дисциплины, им также, не допускалось изучать: юридическая наука, схоластика, астрономия, теология, философия.
- Представительницам женского пола необходимо дать элементарное образование. Предполагалось, что представительницы крестьянства должны обучаться ремеслу, мещанки – ведению домашнего хозяйства, а аристократия – грамоте, рукоделию. Элементарное обучение считалось необходимым, поскольку оно должно было воспитать в девушке благородство, терпимость, уберечь ее от мыслей о плотских удовольствиях.
- Обучение женщин, практически, по тем же программам, что и мужчин. Считалось, что женщины должны получить научные знания, развить умения логически мыслить, анализировать и обобщать информационные данные. Но у последователей этих взглядов было много противников и данное обучение таки и не было реализовано в средневековую эпоху.
Представительниц аристократических сословий часто отдавали в монастырские женские училища. Они получали знания, которые могли далее использовать для обучения детей при постриге в монахини или же, возвращались в семью, выходили замуж и становились эрудированными и интеллектуально развитыми матерями.