Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Земское училище

История становления земских народных училищ

Определение 1

Земские училища – это название начальных народных училищ, функционирующих в царской России с 1864 г.

Вторая половина 19-го века характеризуется масштабными преобразованиями, как в теоретических аспектах педагогики, так и в практики развития образовательной системы, когда происходила модернизация учебных заведений, исходя их текущих потребностей общественного развития и направлений социально-экономической политики государства.

В 1864 году была принята Земская реформа, затрагивающая права и свободы граждан, проживающих на всей территории страны. Земствами стали именоваться органы местного самоуправления, организованные в губерниях. Причиной их появления стало стремление государства адаптировать общество к новым социально-экономическим условиям и отношениям, под руководством местных властей, но под четким и строгим контролем центрального правительства.

Создание земств имело важное социально-экономическое значение, поскольку оно приближало страну к становлению демократии. Выбор земств происходил при участии представителей всех сословий, а их решения затрагивали интересы всего населения. Такие учреждения были организованы во всех областях общественной жизнедеятельности.

Наиболее эффективной и значимой деятельность земств оказалась в сфере образования. На тот момент, образовательная система находилась в стадии кризиса, обусловленного необходимостью разрешения актуальных проблем, формирующегося капиталистического общества. Образование было недоступно для большинства населения страны, в результате чего оно было, в своем большинстве, безграмотным. А это естественным образом тормозило развитие страны и отрицательно сказывалось на ее переходе к новому капиталистическому этапу.

Земские училища были открыты и их деятельность регламентировалась «Положением о начальных народных училищах», принятом в 1864 году. Оно определяло порядок перехода всех народных школ в управление уездных и губернских училищных советов, которые состояли из представителей земств и контролировали процесс обучения, соблюдение прав граждан, разрешали спорные моменты.

«Земское училище» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Школы могли быть открыты не только правительственными ведомствами, но и общественными организациями, а также частными лицами. Появление земских училищ явилось новым историческим веянием и этапом в развитии отечественной системы образования.

Земские школы представляли собой образовательное заведение, в котором предполагалось прохождение начальной образовательной ступени. Такие школы носили социальную ориентацию, что было ново для России и представляло собой предпосылки для развитие демократической системы в стране.

Земства могли в некоторой степени контролировать школьную деятельность, посредством оказания воздействия на процесс обучения через училищные советы. Таким образом, была сформирована первоначальная база для развития народного образования в стране. Народная школа, получившая широкое распространение и развитие в дальнейшем была заложена именно на базе земских училищ.

В формировании земских народных школ можно выделить три основные стадии исторического развития:

  • Стадия формирования. Она относится к временному периоду 60-70 годов XIX-го столетия. В этот период начинают активно открываться учебные заведения и их сети в губерниях. Земские народные школы базируются на основных демократических принципах: общедоступности образования, его народной направленности, бесплатности.

  • Стадия развития. Она охватывает временной период с начала 70-х до 90-х годов XIX-го столетия. В это время, земские школы уже достаточно широко распространены по стране и продолжают развиваться. На их развитие оказывает огромное воздействие демократическая идеология педагогического научного знания. Образовательная система того периода базируется на следующих принципах:

    • Общеобразовательной направленности учебного процесса;
    • Модернизированных формах и методиках осуществления учебно-воспитательной работы;
    • Опора на трудовое воспитание и обучение;
    • Развитие сети учреждений внешкольного обучения и акцент на внешкольном образовании;
    • Создание сети учреждений, занимающихся профессиональной подготовкой педагогов для земских народных школ.
  • Стадия внедрения всеобщего начального обучения. Этот период охватывает конец XIX-начало XX столетия. В это время школы распространяются и развиваются. Открываются учреждения нового типа – повышенная ступень обучения или второй этап образования в земской школе. Также, открываются народные дома – это заведения внешкольного образования. Земские школы являются е единственными учебными заведениями, в которых осуществляется начальное обучение, но они занимают приоритетные позиции. Именно этот этап стал предпосылкой формирования всеобщего начального образования в стране, которое началось с 1911 года.

Основные методы и принципы обучения в земских народных школах

В период модернизации образовательной системы в России оформилось общественно-педагогическое движение, деятельность которого была ориентирована на демократизацию системы образования в стране. Для этих целей, представители движения поддерживали идею развития народной школы, характеризующуюся применением новых методов и приемов обучения, новаторским содержанием.

Учебные программы народных школ разрабатывались на базе следующих принципов:

  1. Принцип наглядности. Ориентирован на развитие навыков наблюдательности, мыслительных процессов и речевого аппарата. Посредством наблюдения за реальными объектами и событиями, учащийся может усвоить минимум знаний о природе и социальной среде;
  2. Принцип доступности. Программы обучения должны быть просты для восприятия и усвоения учащимися;
  3. Принцип научности. Обучение должно носить научный характер т.е. опираться на педагогические научные теории и концепции;
  4. Принцип сознательности и активности в обучении. Обучение должно помогать развитию активности учащихся, формированию их осознанного желания и стремления к познанию.

В процессе обучения были применены новые для того времени методы, включающие метод анализ и синтеза при усвоении грамоты, метод объяснительного чтения, позволяющий развить мыслительные навыки, рассказы, беседы педагогов, проведение устных, письменных упражнений, выполнение графических заданий.

Дата последнего обновления статьи: 05.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot