История становления земских народных училищ
Земские училища – это название начальных народных училищ, функционирующих в царской России с 1864 г.
Вторая половина 19-го века характеризуется масштабными преобразованиями, как в теоретических аспектах педагогики, так и в практики развития образовательной системы, когда происходила модернизация учебных заведений, исходя их текущих потребностей общественного развития и направлений социально-экономической политики государства.
В 1864 году была принята Земская реформа, затрагивающая права и свободы граждан, проживающих на всей территории страны. Земствами стали именоваться органы местного самоуправления, организованные в губерниях. Причиной их появления стало стремление государства адаптировать общество к новым социально-экономическим условиям и отношениям, под руководством местных властей, но под четким и строгим контролем центрального правительства.
Создание земств имело важное социально-экономическое значение, поскольку оно приближало страну к становлению демократии. Выбор земств происходил при участии представителей всех сословий, а их решения затрагивали интересы всего населения. Такие учреждения были организованы во всех областях общественной жизнедеятельности.
Наиболее эффективной и значимой деятельность земств оказалась в сфере образования. На тот момент, образовательная система находилась в стадии кризиса, обусловленного необходимостью разрешения актуальных проблем, формирующегося капиталистического общества. Образование было недоступно для большинства населения страны, в результате чего оно было, в своем большинстве, безграмотным. А это естественным образом тормозило развитие страны и отрицательно сказывалось на ее переходе к новому капиталистическому этапу.
Земские училища были открыты и их деятельность регламентировалась «Положением о начальных народных училищах», принятом в 1864 году. Оно определяло порядок перехода всех народных школ в управление уездных и губернских училищных советов, которые состояли из представителей земств и контролировали процесс обучения, соблюдение прав граждан, разрешали спорные моменты.
Школы могли быть открыты не только правительственными ведомствами, но и общественными организациями, а также частными лицами. Появление земских училищ явилось новым историческим веянием и этапом в развитии отечественной системы образования.
Земские школы представляли собой образовательное заведение, в котором предполагалось прохождение начальной образовательной ступени. Такие школы носили социальную ориентацию, что было ново для России и представляло собой предпосылки для развитие демократической системы в стране.
Земства могли в некоторой степени контролировать школьную деятельность, посредством оказания воздействия на процесс обучения через училищные советы. Таким образом, была сформирована первоначальная база для развития народного образования в стране. Народная школа, получившая широкое распространение и развитие в дальнейшем была заложена именно на базе земских училищ.
В формировании земских народных школ можно выделить три основные стадии исторического развития:
Стадия формирования. Она относится к временному периоду 60-70 годов XIX-го столетия. В этот период начинают активно открываться учебные заведения и их сети в губерниях. Земские народные школы базируются на основных демократических принципах: общедоступности образования, его народной направленности, бесплатности.
Стадия развития. Она охватывает временной период с начала 70-х до 90-х годов XIX-го столетия. В это время, земские школы уже достаточно широко распространены по стране и продолжают развиваться. На их развитие оказывает огромное воздействие демократическая идеология педагогического научного знания. Образовательная система того периода базируется на следующих принципах:
- Общеобразовательной направленности учебного процесса;
- Модернизированных формах и методиках осуществления учебно-воспитательной работы;
- Опора на трудовое воспитание и обучение;
- Развитие сети учреждений внешкольного обучения и акцент на внешкольном образовании;
- Создание сети учреждений, занимающихся профессиональной подготовкой педагогов для земских народных школ.
Стадия внедрения всеобщего начального обучения. Этот период охватывает конец XIX-начало XX столетия. В это время школы распространяются и развиваются. Открываются учреждения нового типа – повышенная ступень обучения или второй этап образования в земской школе. Также, открываются народные дома – это заведения внешкольного образования. Земские школы являются е единственными учебными заведениями, в которых осуществляется начальное обучение, но они занимают приоритетные позиции. Именно этот этап стал предпосылкой формирования всеобщего начального образования в стране, которое началось с 1911 года.
Основные методы и принципы обучения в земских народных школах
В период модернизации образовательной системы в России оформилось общественно-педагогическое движение, деятельность которого была ориентирована на демократизацию системы образования в стране. Для этих целей, представители движения поддерживали идею развития народной школы, характеризующуюся применением новых методов и приемов обучения, новаторским содержанием.
Учебные программы народных школ разрабатывались на базе следующих принципов:
- Принцип наглядности. Ориентирован на развитие навыков наблюдательности, мыслительных процессов и речевого аппарата. Посредством наблюдения за реальными объектами и событиями, учащийся может усвоить минимум знаний о природе и социальной среде;
- Принцип доступности. Программы обучения должны быть просты для восприятия и усвоения учащимися;
- Принцип научности. Обучение должно носить научный характер т.е. опираться на педагогические научные теории и концепции;
- Принцип сознательности и активности в обучении. Обучение должно помогать развитию активности учащихся, формированию их осознанного желания и стремления к познанию.
В процессе обучения были применены новые для того времени методы, включающие метод анализ и синтеза при усвоении грамоты, метод объяснительного чтения, позволяющий развить мыслительные навыки, рассказы, беседы педагогов, проведение устных, письменных упражнений, выполнение графических заданий.