Сущность здоровьесберегающих технологий
Здоровьесберегающая технология – это совокупность мер и всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на каждом из этапов его обучения и развития.
Процесс коренного реформирования системы образования России, а значит и преобразований, проходящих в систему высшей школы, актуализировал проблему физического воспитания студентов.
Выраженное ухудшение состояния здоровья студентов требует неотлагательного поиска новых, работающих средств и методов решения вопросов укрепления физического и духовного здоровья молодых людей, формирования у них здорового образа жизни. Один из определяющих факторов человеческого здоровья – двигательная активность. Но постоянно отмечают снижение физической активности и резкое ее падение с 15 до 25 лет.
Знание и применение ряда здоровьесберегающих технологий вызывает повышение профессиональной компетентности руководителей вузов, преподавателей, кураторов, необходимых, чтобы успешно выполнять здоровьесберегающую деятельность, учитывая новые условия, запросы и потребности государства и всего общества.
К основным направлениям здоровьесберегающей деятельности вузов относят:
- рациональную организацию учебной деятельности, соответствующую санитарным нормам и гигиеническим требованиям;
- проведение ежегодной диспансеризации студентов;
- рациональную организацию двигательной активности студентов, состоящую из предусмотренных программой занятий физкультурой, динамических перемен и активных пауз в режиме дня, а также спортивно-массовой работы;
- организацию рационального питания студентов;
- систему работы, направленную на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;
- создание службы психологической поддержки студентов;
- организацию рационального питания студентов;
- систему работы, направленную на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;
- создание службы психологической поддержки студентов;
- организацию доврачебного выявления групп риска студентов с девиантным поведением, включая употребление психоактивных веществ.
Типы здоровьесберегающих технологий
Разработано несколько классификаций здоровьесберегающих технологий. Наиболее проработана и чаще других используется в образовательных учреждениях классификация 2006 года, выделяющая несколько групп технологий, предполагающих разный подход к охране здоровья, то есть разные формы работы.
- Первая группа – медико-гигиенические технологии. Совместная работа педагогов с медицинскими работниками. Это контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий. В медицинском кабинете учащимся делают профилактические прививки, оказывают консультативную и неотложную помощь обратившимся, занимаются организацией профилактических мероприятий перед началом эпидемии гриппа и пр.
- Вторая группа – физкультурно-оздоровительные технологии, направленные на физическое развитие. Их реализуют на занятиях физической культурой и секциях, а также на внеурочных спортивно-оздоровительных мероприятиях.
- Третья группа – экологические здоровьесберегающие технологии, направленные на создание природосообразных и экологически оптимальных условий жизнедеятельности людей, гармонии с природой.
- Четвертая группа – технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности. Они реализуются специалистами по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, инженерно-технические службы, пожарная инспекция и пр. Сохранение здоровья в данном случае рассматривают в качестве сохранения жизни, поэтому требования и рекомендации этих специалистов обязательно учитываются и интегрируются в общую систему здоровьесбережения.
Пятая группа – здоровьесберегающие образовательные технологии, подразделяющиеся на три подгруппы:
- организационно-педагогические – определяют структуру учебного процесса, способствуют предотвращению переутомления и гиподинамии и других дезаптационных состояний;
- психолого-педагогические технологии – непосредственная работа на уроках физкультуры, а также психолого-педагогическое сопровождение каждого элемента образовательной деятельности;
- учебно-воспитательные технологии – состоят из программ обучения заботе о собственном здоровье, а также формирование культуры здоровья учеников, мотивация их к здоровому образу жизни, предупреждение вредных привычек, предусматривающее организационно-воспитательную работу со студентами вне занятий.
Базовая модель здоровьесберегающей работы в вузе
Все названные выше здоровьесберегающие технологии должны быть использованы системно и в комплексе. Базовая модель системной комплексной работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья в вузе включает шесть блоков:
Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения, которая состоит из:
- состояния и содержания учебных корпусов и помещений вуза, соответствующих гигиеническим нормам;
- оснащенности спортивных залов необходимым инвентарем и оборудованием;
- наличия и должного оснащения мед. кабинета;
- наличия и должного оснащения студенческой столовой;
- организации качественного питания;
- необходимого и квалифицированного состава преподавателей и специалистов.
Рациональная организация учебной деятельности, включающая:
- гигиенические нормы и требования к организации и объему учебной и внеучебной деятельности на каждом этапе обучения;
- методы и методики обучения, соответствующие возрастным возможностям и особенностям студентов;
- введение инноваций только под контролем специалистов;
- неукоснительное соблюдение требований использования технических средств в процессе обучения;
- рациональную и соответствующую требования организации занятий физической культурой и всех активно-двигательных занятий;
- индивидуализацию обучения, работу в соответствии с индивидуальными программами.
Физкультурно-оздоровительная работа – полноценная и эффективная работа в каждой группе здоровья, как на основных занятиях физкультурой, так и на секциях, а также организация ЛФК.
- Просветительско-воспитательная работа со студентами, предполагающая формирование ЗОЖ.
- Просветительская и методическая работа с педагогами и специалистами с целью повысить квалификацию работников вуза.
Профилактика и динамическое наблюдение состояния здоровья, предполагающий, в том числе:
- анализ и обсуждение физического воспитания и состояния здоровья студентов;
- анализ наблюдений за состоянием здоровья студентов;
- разработка комплексной педагогической, психологической и социальной помощи студентам.