Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Здоровьесберегающие технологии в вузе

Сущность здоровьесберегающих технологий

Определение 1

Здоровьесберегающая технология – это совокупность мер и всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на каждом из этапов его обучения и развития.

Процесс коренного реформирования системы образования России, а значит и преобразований, проходящих в систему высшей школы, актуализировал проблему физического воспитания студентов.

Выраженное ухудшение состояния здоровья студентов требует неотлагательного поиска новых, работающих средств и методов решения вопросов укрепления физического и духовного здоровья молодых людей, формирования у них здорового образа жизни. Один из определяющих факторов человеческого здоровья – двигательная активность. Но постоянно отмечают снижение физической активности и резкое ее падение с 15 до 25 лет.

Знание и применение ряда здоровьесберегающих технологий вызывает повышение профессиональной компетентности руководителей вузов, преподавателей, кураторов, необходимых, чтобы успешно выполнять здоровьесберегающую деятельность, учитывая новые условия, запросы и потребности государства и всего общества.

К основным направлениям здоровьесберегающей деятельности вузов относят:

  • рациональную организацию учебной деятельности, соответствующую санитарным нормам и гигиеническим требованиям;
  • проведение ежегодной диспансеризации студентов;
  • рациональную организацию двигательной активности студентов, состоящую из предусмотренных программой занятий физкультурой, динамических перемен и активных пауз в режиме дня, а также спортивно-массовой работы;
  • организацию рационального питания студентов;
  • систему работы, направленную на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;
  • создание службы психологической поддержки студентов;
  • организацию рационального питания студентов;
  • систему работы, направленную на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;
  • создание службы психологической поддержки студентов;
  • организацию доврачебного выявления групп риска студентов с девиантным поведением, включая употребление психоактивных веществ.
«Здоровьесберегающие технологии в вузе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Типы здоровьесберегающих технологий

Разработано несколько классификаций здоровьесберегающих технологий. Наиболее проработана и чаще других используется в образовательных учреждениях классификация 2006 года, выделяющая несколько групп технологий, предполагающих разный подход к охране здоровья, то есть разные формы работы.

  • Первая группа – медико-гигиенические технологии. Совместная работа педагогов с медицинскими работниками. Это контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий. В медицинском кабинете учащимся делают профилактические прививки, оказывают консультативную и неотложную помощь обратившимся, занимаются организацией профилактических мероприятий перед началом эпидемии гриппа и пр.
  • Вторая группа – физкультурно-оздоровительные технологии, направленные на физическое развитие. Их реализуют на занятиях физической культурой и секциях, а также на внеурочных спортивно-оздоровительных мероприятиях.
  • Третья группа – экологические здоровьесберегающие технологии, направленные на создание природосообразных и экологически оптимальных условий жизнедеятельности людей, гармонии с природой.
  • Четвертая группа – технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности. Они реализуются специалистами по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, инженерно-технические службы, пожарная инспекция и пр. Сохранение здоровья в данном случае рассматривают в качестве сохранения жизни, поэтому требования и рекомендации этих специалистов обязательно учитываются и интегрируются в общую систему здоровьесбережения.
  • Пятая группа – здоровьесберегающие образовательные технологии, подразделяющиеся на три подгруппы:

    • организационно-педагогические – определяют структуру учебного процесса, способствуют предотвращению переутомления и гиподинамии и других дезаптационных состояний;
    • психолого-педагогические технологии – непосредственная работа на уроках физкультуры, а также психолого-педагогическое сопровождение каждого элемента образовательной деятельности;
    • учебно-воспитательные технологии – состоят из программ обучения заботе о собственном здоровье, а также формирование культуры здоровья учеников, мотивация их к здоровому образу жизни, предупреждение вредных привычек, предусматривающее организационно-воспитательную работу со студентами вне занятий.

Базовая модель здоровьесберегающей работы в вузе

Все названные выше здоровьесберегающие технологии должны быть использованы системно и в комплексе. Базовая модель системной комплексной работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья в вузе включает шесть блоков:

  1. Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения, которая состоит из:

    • состояния и содержания учебных корпусов и помещений вуза, соответствующих гигиеническим нормам;
    • оснащенности спортивных залов необходимым инвентарем и оборудованием;
    • наличия и должного оснащения мед. кабинета;
    • наличия и должного оснащения студенческой столовой;
    • организации качественного питания;
    • необходимого и квалифицированного состава преподавателей и специалистов.
  2. Рациональная организация учебной деятельности, включающая:

    • гигиенические нормы и требования к организации и объему учебной и внеучебной деятельности на каждом этапе обучения;
    • методы и методики обучения, соответствующие возрастным возможностям и особенностям студентов;
    • введение инноваций только под контролем специалистов;
    • неукоснительное соблюдение требований использования технических средств в процессе обучения;
    • рациональную и соответствующую требования организации занятий физической культурой и всех активно-двигательных занятий;
    • индивидуализацию обучения, работу в соответствии с индивидуальными программами.
  3. Физкультурно-оздоровительная работа – полноценная и эффективная работа в каждой группе здоровья, как на основных занятиях физкультурой, так и на секциях, а также организация ЛФК.

  4. Просветительско-воспитательная работа со студентами, предполагающая формирование ЗОЖ.
  5. Просветительская и методическая работа с педагогами и специалистами с целью повысить квалификацию работников вуза.
  6. Профилактика и динамическое наблюдение состояния здоровья, предполагающий, в том числе:

    • анализ и обсуждение физического воспитания и состояния здоровья студентов;
    • анализ наблюдений за состоянием здоровья студентов;
    • разработка комплексной педагогической, психологической и социальной помощи студентам.
Дата последнего обновления статьи: 31.10.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot