Закономерности целостного педагогического процесса – это педагогические тенденции, которые отражают фундаментальный закон воспитательно-образовательной деятельности.
Принципы педагогического процесса – это основные теории и положения его идеологии.
Принципы целостного педагогического процесса отражают главные требования, предъявляемые к его организации, направлению и творческому построению.
Закономерности педагогического процесса
Закономерности целостного педагогического процесса определяют наполнение его содержания, основные методы, средства и формы педагогической деятельности, а также его зависимость от потребностей со стороны общества и государства.
Эффективность целостного педагогического процесса зависит от ряда условий:
- материальных
- гигиенических
- морально-психологических
В свою очередь данные условия во многом зависят от следующих факторов:
- социальное и экономическое положение государства;
- деятельность субъектов государства по вопросам образования.
Результативность педагогического процесса во многом зависит от взаимодействия воспитанников и окружающей их среды. Сущность педагогической закономерности заключается в итогах воспитания и обучения, которые оказывают влияние на деятельность воспитанников. Наибольшее значение имеет закономерность соответствия между содержанием, формами, методами педагогического процесса и возрастом воспитанников, их индивидуальными особенностями.
Как показывает практика педагогического процесса, немаловажное значение имеют внутренние связи между всеми функциональными компонентами процесса.
Таким образом, закономерности целостного педагогического процесса выражаются в его положениях, содержании, методах и формах. То есть можно сказать, что закономерности выражаются в принципах.
Общая характеристика принципов педагогического процесса
Принципы целостного педагогического процесса определяются на основании его закономерностей и представляют собой результат педагогической науки и практики.
Суть принципов целостного педагогического процесса выражается в закономерностях связей между педагогом и учащимися (воспитанниками).
Выделяют следующие принципы, которые возникли в результате взаимосвязи воспитания, обучения и развития:
- Принцип развивающего обучения
- Принцип воспитывающего обучения
- Принцип единства обучения и воспитания
- Принцип объединения педагогического процесса и практической жизнедеятельностью
С точки зрения функционального подхода к педагогическому процессу его принципы рассматриваются изолированно.
С позиции целостного педагогического процесса, существуют 2 категории принципов:
- Руководство деятельностью учащихся;
- Организация образовательного процесса.
Таким образом, в настоящее время принципы целостного педагогического процесса достаточно обширны и «вытекают» из его закономерностей.
Принципы организации целостного педагогического процесса
Основные принципы, на которые опирается педагог при организации целостного педагогического процесса следующие.
Принцип гуманизма педагогического процесса – подразумевает необходимость сочетания целей общества (государства) и каждого отдельного индивида. Основной целью данного принципа является формирование полноценной и разностороннее развитой личности, путем организации целенаправленного педагогического процесса.
Принцип взаимосвязи педагогической процесса с производственной практикой. На основании данного принципа большую роль в организации целостного педагогического процесса имеет его взаимосвязь с реальной жизнью и практической деятельностью человека. То есть, в соответствии с данным принципом процесс становления личности имеет не абстрактное направление, а конкретное, с учетом потребностей и возможностей современного государства.
Практическая деятельность любого человека – это источник познания окружающей действительности, возможность расширения собственного мировоззрения и кругозора, процесс формирования критериев истинности и правильности достигнутых результатов.
Жизненный опыт каждого воспитанника имеет большое влияние на его воспитание и обучение, именно поэтому основной задачей любого педагога является организация интересной и познавательной деятельности детей.
Принцип научности – содержание педагогического процесса должно соответствовать уровню и степени развития науки, а также имеющемуся опыту, накопленному за всю историю человечества.
Данный принцип указывает на то, что педагогическое взаимодействие должно быть направлено на совершенствование познавательной активности детей, развитие и становление у них умений и навыков самостоятельного научного опыта. Реализация этого принципа осуществляется через решение проблемных ситуаций, наблюдений за явлениями и процессами, проведение научных споров и дискуссий.
Принцип обучения и воспитания в коллективе. Данный принцип является одним из основополагающих, он предусматривает сочетание разнообразных форм организации целостного педагогического процесса (групповые, индивидуальные, коллективные).
В соответствии с этим принципом человек только тогда сможет стать полноценной личностью, когда он усвоит правила продуктивной жизнедеятельности в рамках современного общества. То есть человек, как существо социальное не может существовать вне общества, именно поэтому ему важно усвоить правила и законы жизни в обществе. Наиболее успешно это осуществляется в рамках коллектива, где дети учатся взаимоподдержке, взаимовыручке, уважению, состраданию и т.д. Кроме того, в коллективе осуществляется становление личности ребенка, он учится понимать свое «Я», свою роль в коллективе, проявлять различные качества (подчиняться или напротив, быть лидером).