Семейное воспитание – это система воспитания, которая складывается в рамках конкретной семьи, посредством сил родителей и родственников.
Цель и задачи руководства семейным воспитанием
Основная цель взаимодействия образовательного учреждения и семьи заключается в создании благоприятных условий, необходимых для развития взаимозависимых и ответственных отношений между семьей и учреждением, направленных на обеспечение целостного развития личности ребенка и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания.
Задачами руководства семейным воспитанием являются:
- Установление эффективного взаимодействия между образовательным учреждением и семьей ребенка (воспитанника, ученика и т.д.).
- Оказание всесторонней педагогической помощи родителям по вопросам воспитания и обучения детей.
- Определение единых методов и средств воспитания.
Формы взаимодействия между родителями и образовательным учреждением весьма разнообразны. Для того, чтобы они были эффективны в действии, педагогу необходимо учитывать ряд факторов, характеризующих каждую конкретную семью (микроклимат, социальное положение, уровень заинтересованности родителей в воспитании детей и т.д.).
Одной из особенностей установления взаимодействия между родителями и педагогом образовательного учреждения, является то, что они взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности и индивидуальные черты, определенный жизненный опыт и взгляд на проблему. Для того, процесс управления семейным воспитанием были эффективны, им необходимо уметь взаимодействовать другом с другом. Ввиду этого одной из задач педагогического коллектива является создание условий необходимых для плодотворного сотрудничества с семьей.
Большое влияние на результаты воспитания оказывают складывающиеся взаимоотношения между образовательным учреждением и семьей. Это связано с тем, что и родители, и педагоги непосредственно причастны к созданию благоприятной воспитательной атмосферы. В том случае, если между родителями и педагогами не установлен нормальный контакт, то процесс воспитания может быть нарушен, от чего в первую очередь будут страдать дети.
Руководство семейным воспитанием состоит в том, что педагог проводит разъяснительную работу с родителями, оказывает помощь в сложных педагогических вопросах, проводит личные и групповые консультации и т.д. Важным является правильно подбирать тон общения с родителями, он не должен быть назидательным. Это может оттолкнуть родителей от последующего общения и контакта с педагогом.
Характеристика основных направлений работы с родителями
В настоящее время выделяют следующие основные направления работы с родителями:
- Познавательное направление
- Информационно-аналитическое направление
- Наглядно-информационное направление
- Досуговое направление
Познавательное направление включает в себя разнообразные общие, групповые и индивидуальные собрания и беседы, выставки детских работ, совместное участие детей и родителей в мероприятиях, экскурсии и т.д.
Цель направления: ознакомление родителей с психологическими и возрастными особенностями воспитания детей разных возрастов, формирование у родителей необходимых практических навыков и расширение теоретических знаний по вопросам воспитания.
Данное направление реализуется посредством участия родителей в различных мероприятиях, в процессе которого они имеют возможность перенять педагогический опыт, приемы воспитания и обучения, способы воспитательного воздействия.
Информационно-аналитическое направление способствует совершенствованию ориентации родителей в первоочередных педагогических потребностях семьи.
Цель направления: определение и выявление интересов, запросов и потребностей родителей, установление уровня из педагогической грамотности и эмоционального контакта с собственными детьми и педагогами образовательного учреждения.
Данное направление реализуется посредством проведения тестирования и анкетирования. По результатам анкет и тестов родителей, педагог имеет возможность продуктивно спланировать и организовать воспитательно-образовательный процесс, определить место родителя и ребенка в нем.
Наглядно-информационное направление предусматривает организацию в рамках образовательного учреждения информационного уголка, в котором размещается вся необходимая для родителей информация по вопросам воспитания детей.
Цель направления: донесение до родителей в доступной форме информации по воспитанию детей, исполнению своих родительских обязанностей.
Реализация направления осуществляется путем создания информационного стенда, который содержит нормативную документацию, рекламные буклеты, консультативную информацию, памятки и т.д.
Досуговое направление является самым привлекательным, востребованным и полезным направлением. Однако оно же и самое сложное для педагога в плане организации и реализации.
Цель направления: установление доверительных взаимоотношений и эмоционального контакта между родителями и педагогами, а также между детьми и родителями.
Реализация направления осуществляется посредством организации различных совместных мероприятий, таких как экскурсии, походы, соревнования, праздники и т.д. На данных мероприятиях родители имеют возможность посмотреть на своего ребенка со стороны, понять его интересы, увидеть проблемы, сравнить с другими детьми и т.д. Кроме того, каждый родитель имеет возможность приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с другими детьми, родителями и педагогами.
Таким образом, процесс продуктивного взаимодействия между семьей ребенка и образовательным учреждением возникают не сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями.