Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Взаимосвязь культуры и образования

Сущность связи культуры и образования

Определение 1

Культура – это специфический метод организации эффективного развития человека, представленный в продуктах духовного и материального труда, в совокупности взаимоотношений и системе социальных норм.

Определение 2

Образование – это целостный и целенаправленный процесс обучения и воспитания, а также комплекс приобретаемых знаний, умений и навыков, опыта практической деятельности и разного рода компетенций.

Современная система образования находится в тесной взаимосвязи с культурой, за счет которой происходит его обогащение и обновление, совершенствование научного и категориального аппаратов. Общечеловеческая культура является тем двигателем, который заставляет постоянно развиваться методологический аппарат образования.

Одним из современных терминов, вошедших в систему образования, относительно недавно, является «парадигма». В соответствии с общей философией образования, являющейся методологической основой теории воспитания и образования, «парадигма» используется с целью обозначения культурных и исторических типов педагогической практики и мышления.

Основные положения парадигмы образования (автор Е.В. Бондаревская):

  1. Назначение и сущность образования.
  2. Отношения между педагогом и учащимися.
  3. Позиция учащегося в системе образования.
  4. Определение и уточнение человекообразующих функций образования.
  5. Определение содержания образования.
  6. Инновационные педагогические технологии образования.

Таким образом, современная образовательная парадигма позволяет определить тип педагогической практики и мышления как гуманистический. Это говорит о том, что основной целью образования является не только получение определенных знаний, умения и навыков, но и всестороннее личностное развитие каждого ребенка с учетом приоритетного направления культуры.

«Взаимосвязь культуры и образования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Фундаментальные положения теории культуры, выступающие методологией современного образования

Еще с конца прошлого столетия учеными-педагогами был обоснован ряд фундаментальных положений культуры, которые выступают в качестве методологической основы образования и педагогики:

  1. Надбиологический, социальный характер культуры, как одной из форм человеческого бытия, который воплощает в себя всю специфику жизни человека.
  2. «Человекотворческая» функция культуры, которая выступает как один из способов реализации творческого потенциала индивида.
  3. Единство материальной и духовной сторон культуры, неправомерности и самое главное недопустимости их обособления или противопоставления друг другу.
  4. Наличие у культуры целостного ядра, которое представляет ценность для утверждаемой и реализуемой системы образования.
  5. Необходимость обязательного системного подхода к изучению культуры.
  6. Диалог культур как основа инновационного гуманистического подхода к человеку, в рамках современного общества.
  7. Учет разнообразия культур и неоправданности внедрения в традиционное отечественное образование европоцентристских взглядов на историю мировой культуры.
  8. Организация эффективного поликультурного образовательного пространства.
  9. Соблюдение приоритета обмена ценностями межкультурной коммуникации.
Замечание 1

Таким образом, современная система образования обязана ориентироваться не только на науку и общее познание мира, но и на культуру. Именно в культуре видится рациональный способ формирования и развития личности каждого человека.

Обусловленность взаимосвязи культуры и образования

В настоящее время взаимосвязь культуры и образования обусловлено тем, что человек не может существовать вне деятельности. Каждый вид деятельности несет в себе специфический комплекс способов социальной практики конкретной национальности, этноса, сообщества, который включает в себя ценности и идеи определенной культуры.

Исходя из этого, каждая культурная система должна рассматривать с двух сторон, в первую очередь как конечный результат определенных действий, с другой стороны, как основа осуществления прогноза собственного поведения в будущем.

Однако, необходимо отметить, что в настоящее время ученые разных стран сформулировали и описали более двадцати разных параметров классификации феноменов культуры. Однако не все они имеют значимость для формирования интегративного образовательного процесса и развития межкультурной компетенции учащихся.

Замечание 2

Таким образом, именно культура представляет собой базовые ценности и социальные стереотипы, которые являются важным условием реализации современной системы образования. Знание этих основ, позволяет организовать действительно эффективный и продуктивный процесс образования.

Дата последнего обновления статьи: 13.10.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot