Сущность связи культуры и образования
Культура – это специфический метод организации эффективного развития человека, представленный в продуктах духовного и материального труда, в совокупности взаимоотношений и системе социальных норм.
Образование – это целостный и целенаправленный процесс обучения и воспитания, а также комплекс приобретаемых знаний, умений и навыков, опыта практической деятельности и разного рода компетенций.
Современная система образования находится в тесной взаимосвязи с культурой, за счет которой происходит его обогащение и обновление, совершенствование научного и категориального аппаратов. Общечеловеческая культура является тем двигателем, который заставляет постоянно развиваться методологический аппарат образования.
Одним из современных терминов, вошедших в систему образования, относительно недавно, является «парадигма». В соответствии с общей философией образования, являющейся методологической основой теории воспитания и образования, «парадигма» используется с целью обозначения культурных и исторических типов педагогической практики и мышления.
Основные положения парадигмы образования (автор Е.В. Бондаревская):
- Назначение и сущность образования.
- Отношения между педагогом и учащимися.
- Позиция учащегося в системе образования.
- Определение и уточнение человекообразующих функций образования.
- Определение содержания образования.
- Инновационные педагогические технологии образования.
Таким образом, современная образовательная парадигма позволяет определить тип педагогической практики и мышления как гуманистический. Это говорит о том, что основной целью образования является не только получение определенных знаний, умения и навыков, но и всестороннее личностное развитие каждого ребенка с учетом приоритетного направления культуры.
Фундаментальные положения теории культуры, выступающие методологией современного образования
Еще с конца прошлого столетия учеными-педагогами был обоснован ряд фундаментальных положений культуры, которые выступают в качестве методологической основы образования и педагогики:
- Надбиологический, социальный характер культуры, как одной из форм человеческого бытия, который воплощает в себя всю специфику жизни человека.
- «Человекотворческая» функция культуры, которая выступает как один из способов реализации творческого потенциала индивида.
- Единство материальной и духовной сторон культуры, неправомерности и самое главное недопустимости их обособления или противопоставления друг другу.
- Наличие у культуры целостного ядра, которое представляет ценность для утверждаемой и реализуемой системы образования.
- Необходимость обязательного системного подхода к изучению культуры.
- Диалог культур как основа инновационного гуманистического подхода к человеку, в рамках современного общества.
- Учет разнообразия культур и неоправданности внедрения в традиционное отечественное образование европоцентристских взглядов на историю мировой культуры.
- Организация эффективного поликультурного образовательного пространства.
- Соблюдение приоритета обмена ценностями межкультурной коммуникации.
Таким образом, современная система образования обязана ориентироваться не только на науку и общее познание мира, но и на культуру. Именно в культуре видится рациональный способ формирования и развития личности каждого человека.
Обусловленность взаимосвязи культуры и образования
В настоящее время взаимосвязь культуры и образования обусловлено тем, что человек не может существовать вне деятельности. Каждый вид деятельности несет в себе специфический комплекс способов социальной практики конкретной национальности, этноса, сообщества, который включает в себя ценности и идеи определенной культуры.
Исходя из этого, каждая культурная система должна рассматривать с двух сторон, в первую очередь как конечный результат определенных действий, с другой стороны, как основа осуществления прогноза собственного поведения в будущем.
Однако, необходимо отметить, что в настоящее время ученые разных стран сформулировали и описали более двадцати разных параметров классификации феноменов культуры. Однако не все они имеют значимость для формирования интегративного образовательного процесса и развития межкультурной компетенции учащихся.
Таким образом, именно культура представляет собой базовые ценности и социальные стереотипы, которые являются важным условием реализации современной системы образования. Знание этих основ, позволяет организовать действительно эффективный и продуктивный процесс образования.