Направления взаимодействия семьи и школы, ориентированного на формирование семейных ценностей
Младший школьный возраст является периодом вступления ребенка на новый этап его жизнедеятельности. Меняется основной вид деятельности – с игровой на учебную, меняется окружение, социальные ориентиры.
В этот непростой период, ребенку как никогда требуется взаимодействие с родителями. Семья должна не только помогать ребенку в адаптации к новым социальным условиям, но и оказывать воспитательное воздействие в усвоении им семейных традиций и ценностей. Если между ребенком и родителями устанавливается крепкая связь, если родители поддерживают ребенка и выстраивают с ним доверительные отношения, то принятие семейных ценностей осуществляется произвольно. Ребенок сам стремится стать частью семьи и ее наследия, принять ее ценности и традиции.
Рисунок 1. Семейные ценности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Семья является основой социального устройства. Семейные ценности лежат в основе успешности функционирования социальной среды. Поэтому, задачей педагогов и родителей является приобщение ребенка к семейным ценностям, формирование осознанного понимания значимости и функциональной роли семьи для отдельной личности и общества в целом.
Современная система образования ориентирована на нравственное развитие учащегося. Его реализация невозможна без построения системы воспитательного взаимодействия между школой и семьей, направленного на формирование у младших школьников нравственных ориентиров деятельности, убеждений, освоение системы семейных ценностей и моральных основ ее функционирования. Данное взаимодействие реализуется по следующим направлениям:
- Осуществление совместного планирования деятельности. Педагоги привлекают родителей к проектированию различных мероприятий: празднование дней рождения, проведение совместного досуга, организации экскурсий и т.д.
- Составление совместных проектов. Проектная деятельность активно применяется в качестве метода обучения и развития младших школьников. Проекты создаются на разные темы. Они могут быть ориентированы на формирование знаний у учащихся об устройстве семьи и ее функциях, рассмотрение семейного древа учащихся, изучение истории семей, поиск информации о героях боевых действий и иных прославившихся личностей семьи и т.д.
- Проведение родительских собраний. Они могут иметь разную тематику и направленность. Все зависит от конкретных целей их проведения.
- Проведение индивидуальных консультаций с родителями. Они ориентированы на повышение педагогической компетентности родителей, оказание помощи в решении воспитательных проблем и иным вопросам семейного воспитания и адаптации младшего школьника.
- Анкетирование родителей и детей. Анкеты помогают выявить уровень нравственного развития учащихся, их отношение к семейным ценностям, а также семейные ценности, присущие данной семье, отношение родителей к семье и ее основам, условия жизнедеятельности конкретной семьи, ее психологический климат.
- Психологическая диагностика. Она ориентирована выявление проблем в развитии отдельного ребенка, проблем семейного воспитания и построение системы продуктивного взаимодействия между семьей и школой.
Воспитательная работа по формированию семейной культуры
Формирование основ семейных ценностей, привитие учащимся младших классов значимости семьи для них и важности построения собственной семьи в будущем является важным аспектом воспитательной деятельности педагогов и родителей младших школьников.
Одним из направлений воспитательной работы в начальной школе является формирование культуры семьи. Данное направление нацелено на привитие учащимся семейных ценностей, семейной культуры и традиций. Задачами формирования семейной культуры являются:
- Развитие у младшего школьника отношения к семье, как к фундаменту существования социальной среды.
- Развитие уважительного отношения к родителям и иным родственникам.
- Воспитание осознанного проявления заботы и поддержки родителям и другим членам семьи (особенно старшему поколению).
- Формирование основ гендерных и семейных ролей.
- Формирование представлений о семейных ценностях и традициях.
- Ознакомление с историей своей семьи и историческим наследием семейного быта российского народа.
Решение данных задач возможно только при организации сотрудничества между родителями учащихся и школой.
В школах проводятся разнообразные праздники, к участию в которых привлекаются и родители. Они могут присутствовать на празднике, помогать в его организации, помогать ребенку дома в подготовке к празднику (выбор костюма, заучивание речи, создание какого-то проекта, творческой работы своими руками и т.д.)
Прежде чем составлять проект воспитательной работы по формированию семейной культуры учащихся начальной школы, требуется провести диагностику, чтобы выявить наличие семейных проблем, трудностей в воспитании. Для этого, педагог составляет анкеты для детей и родителей, привлекает к помощи психолога, который проводит беседы с детьми и родителями.
Педагог организует классные часы, на которых освещаются вопросы значимости семьи, ее предназначения для каждого человека, ее связи с обществом и государством, права и обязанности каждого члена семьи, роли ребенка в семьи и другим аспектам семейного быта и семейной культуры.
Помимо классных часов с детьми, педагогами проводятся собрания с родителями, на которых освещаются проблемы адаптации первоклассника, вопросы родительского внимания и заботы, потребностей ребенка данного возраста, особенностей его развития, взаимоотношений в семье и их воздействия на общее развитие личности учащегося.
В течение учебного года проводятся спортивные семейные праздники, а также устраиваются (по возможности) совместные поездки, походы с родителями и детьми.
Все это помогает стимулировать младших школьников к приобщению к семейным ценностям и направлять родителей на верный воспитательный путь.