Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Выявление уровня развития у детей 5–6 лет связной речи

Основные методики диагностирования уровня речевого развития старших дошкольников

Определение 1

Уровень развития речи – это отражение навыков свободного владения основными элементами языка, степень владения разными сторонами речи и ее свободного использования в качестве средства общения.

В пяти-шестилетнем возрасте дети должны уже владеть связной речью. Она может быть полноценно развита, а может находиться в стадии формирования, при наличии конкретного фундамента ее развития. Если же, задатки связной речи в этот возрастной период развития у ребенка отсутствуют, то это признак наличия той или иной речевой патологии.

Чтобы определить уровень развития связной речи старших дошкольников применяются следующие методики:

  1. Педагогическое диагностирование речевого развития, наличия речевых навыков. Оно реализуется в течение всего дошкольного возраста и помогает сформировать программу образовательной деятельности, с учетом специфики развития речевых показателей детей. В данном случае определяется общее речевое развитие, функционирование речевого аппарата.
  2. Узконаправленные методики диагностирования речи. Они ориентированы на определение степени развитости разных аспектов речи, ее разных сторон. В этом случае выявляются параметры развития фонетической, фонематической стороны речи, сформированности грамматических навыков и умений строить правильные речевые конструкции.
  3. Метод ассоциативного эксперимента. Этот метод применяется в психологии, педагогике, психиатрии. Благодаря применению этого метода для оценки уровня речевого развития, открываются возможности определения словарного запаса, смыслового понимания ребенком слов и смысловых связей между ними, а также, навыки семантического применения слов. Данный метод оценивает умения строить монологические высказывания – рассуждать, описывать, рассказывать, т.е. отражает владение связной речью и позволяет охарактеризовать уровень ее развития. Ассоциативный метод основан на поиске слов в семантическом пространстве. Он позволяет понять насколько развит словарный запас дошкольника и как он владеет поиском подходящих слов, соответствующих конкретной речевой ситуации.
«Выявление уровня развития у детей 5–6 лет связной речи» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Следует отметить, что диагностирование уровня речевого развития сопряжено с рядом трудностей. Они обусловлены возрастными особенностями развития старших дошкольников. К примеру, нельзя проводить диагностику слишком долго. Это может утомить детей и привести к получению неадекватных показателей.

Также, не актуально применять в этот возрастной период стандартные оценочные задания. Они должны быть представлены в интересной, увлекательной форме. Лучше всего применять игровые методы диагностирования. При этом, ответы на вопросы детей требуют одобрения, похвалы. Если ребенок ошибается, то следует его поправить, назвав верный ответ и дав понять, что ошибка – это нормально. Тогда, мотивация к дальнейшему речевому взаимодействию, диагностированию будет сохранена.

Следует также отметить, что при озвучивании речевых заданий требуется точная формулировка вопросов.

Качественная оценка уровня развития связной речи старших дошкольников

В настоящее время диагностика уровня развития связной речи реализуется с применением инновационных методик и технологий. Они ориентированы на определение не только и не столько количественных параметров речевого развития, сколько на анализ качественных характеристик состояния речи.

Чтобы оценить уровень развития связной речи, требуется рассмотреть ее различные стороны и параметры функционирования. При проведении качественной оценки состояния связной речи требуется дифференциация различных видов речевой деятельности. Говорение, аудирование, слуховое восприятие оцениваются по отдельности. Для оценки уровня развития каждой стороны речи формируются отдельные задания.

Все задания оценки качества развития связной речи старших дошкольников делятся на следующие группы:

  1. Оценка уровня развития лексической грамотности.
  2. Оценка уровня развития грамматической компетенции.
  3. Оценка уровня сформированности фонологической компетенции.

Данные показателя отражают уровень сформированности в целом, давая ее качественную характеристику. Потому, они должны быть учтены в совокупности. Нельзя оценивать уровень развития связной речи только по одному или двум параметрам.

Каждая группа в своем взаимодействии и связи с остальными параметрами, дает целостное представление об уровне развития связной речи и создает предпосылки дальнейшего ее развития. Также, данная диагностика дает основу составления прогнозов формирования коммуникативной компетенции старших дошкольников и возможности их плодотворного обучения в начальной школе, усвоения образовательной программы по русскому языку.

Следует отметить, что оценка качественного уровня развития связной речи детей 5-6 лет, может быть проведена отдельно либо в комплексе с другими методиками. Это даст более детальное представление о состоянии связной речи дошкольников и позволит оценить все стороны и аспекты речевого развития, а также состояния функционирования психических процессов.

При проведении качественной оценки уровня развития связной речи проводится предварительная беседа с ребенком, которая позволяет оценить общий уровень его развития, его осведомленности об устройстве окружающего мира, наличии опыта бытовой, трудовой и иных направлений жизнедеятельности.

Методика оценки уровня развития связной речи через составления рассказа по серии сюжетных картинок

Данная методика предполагает использование серии картинок, которые отражают определенные события и связаны между собой. Дошкольникам необходимо разложить их в правильной последовательности и составить рассказ.

Данная методика ориентирована на оценку таких параметров развития связной речи как:

  1. Развернутость рассказа, т.е. количество слов и предложений.
  2. Содержательность речи – отражение полноты содержания текста и верности формулировки рассказа.
  3. Структура речи – соблюдение логической последовательности предложений с сохранением смысла рассказа, исключение повторений.
  4. Вариативность применяемых лексических языковых средств – оценка количества используемых частей речи, эмоциональная насыщенность текста.
  5. Грамматическая правильность построения текста.
  6. Выразительность речи – соблюдение оптимального темпа, ритма речи, особенности интонации.
  7. Самостоятельность построения рассказа – количество используемых подсказок при составлении.
Дата последнего обновления статьи: 15.10.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot