Условия становления воспитания и образования в Византии
Византия в качестве государства была образована в 359 году на территории, которую занимала Восточная Римская империя, просуществовала до 1453 года, когда её завоевали турки-османы.
Теория и практика воспитания в Византии в этот период соединяла традиционную античность и христианство, использовала культурные ценности как Ближнего, так и Среднего Востока.
Христианство в виде новой религии возникло в Палестине в I в. Христианское учение в качестве идеала человека выдвигает основные качества – самоотречение, смирение, милосердие, взаимопомощь, духовную независимость от мирской власти, что послужило основой для определения логики и содержания образования в Византии.
Основным отличием византийского образования от образования в Европе в средние века было ограничение влияния церкви, монастырские школы не были столь распространены, как на Западе. К VII в. В Византии проводилась сознательная политика, направленная на изживание традиций античного образования.
Особенности обучения и воспитания детей в Византии
В качестве идеала образования в Византии считалось получение греко-римского классического образования, а также христианско-православного мировоззрения. Данный идеал был сформирован при переходе от традиций античного к средневековому образованию.
Начальное христианское образование дети получали в домашних условиях. Под руководством родителей детьми осваивались первоначальные трудовые навыки. Родители, владеющие ремеслом, могли обучить ребёнка также письму и чтению. Дети 5-7 лет, родители которых были состоятельными людьми, учились под присмотром учителя-наставник, который учил их чтению, письму.
Система образования представляла собой три ступени:
- элементарная,
- средняя,
- высшая.
На первой ступени дети 5-7 лет в течение 2-3 лет посещали школы грамоты («пропедиа»), где дети получали элементарное образование. Обучение строилось на использовании пальцев, абака, применялись физические наказания (розги). В содержание образования входило церковное пение.
Большинство детей заканчивало обучение на первой ступени, лишь небольшая часть детей продолжали обучаться в школах повышенного типа.
После начального образования осуществлялось последующее образование детей (педиа или энкикликос) в грамматических школах, которые делились на два вида: церковные и светские (частные и государственные). В этих школах дети проходили обучение с 10-12 лет до 16-17 лет.
На высшей ступени образование осуществлялось в высших учебных заведениях, имеющих разную направленность и специфические особенности в организации обучения. В высшей школе (Аудиториуме) в Константинополе, которая была образована в 425 году императором Феодосием II, затем переименована в Магнавру, обучение шло попеременно на греческом и латинском языках, обучение осуществлялось по юридическому направлению, также изучалась философия, позже в содержание обучения включили метафизику, богословие, медицину, музыку, историю, этику, политику.
В Константинополе также действовали ещё четыре высшие школы, которые обучали по направлениям:
- юридическое,
- медицинское,
- философское,
- религиозное.
Кроме того, в Византии действовали домашние академии, которые имели название кружка-салона. Они организовывались ведущими деятелями науки. Самыми известными из них считались школа Фотия, школа Андроника II Палеолога.
Кроме описанных выше, в Византии действовали монастырские высшие школы. В этих школах на протяжении трёх лет изучалась религия, грамматика, философия. В качестве источника изучения использовалась Библия, на основе текстов которой выстраивалось содержание обучения.