Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Самовоспитание в становлении педагога

Чтобы добиться хороших результатов в своей профессиональной деятельности, нужно непрерывно учить себя, знать собственные плюсы и недостатки, постепенно выстраивать внутри себя основу, на котором станет формироваться как профессиональное, так и личностное развитие. Управление собственным развитием осуществляется посредством самовоспитания.

Самопознание как часть самовоспитания

Самовоспитание происходит в процессе самопознания, принятия настоящего Я и безупречного образа себя в будущем. Процесс самопознания, связан со становлением субъективной позиции преподавателя.

Особенность профессионального самопознания заключается в его росте из личного самопознания, так как преподаватель во время выполнения своей работы, отдает часть своих собственных духовных ресурсов другим. Таким образом, ориентация на другого, на взаимодействие с другими и описывает тот образ деятельности, на который ориентируется педагог.

Самопознание как часть самовоспитания

Профессиональное самопознание включает в себя развитие знаний о себе и собственной ценности, личном вкладе в общее дело.

Структуру профессионального самопознания в едином облике можно обрисовать следующими положениями:

  1. осознание своей принадлежности к педагогической специальности;
  2. формирование познания о степени собственного соотношения с профессиональным идеалом;
  3. понимание степени собственного признания в профессиональной группе;
  4. Знание собственных сильных и слабых качеств, путей самосовершенствования, потенциальных зон успехов и поражений;
  5. понятие о себе и собственной труде в будущем.

Цели и средства самовоспитания

Прежде чем приступать к построению программы самовоспитания необходимо выработать систему «правил жизни», которые затем перерастают в принципы поведения и деятельности. Наравне с программой самовоспитания будет не лишним составить план работы над собой: долгосрочный план на большой отрезок времени, и кратокосрочный на несколько дней.

«Самовоспитание в становлении педагога» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Чтобы правильно составить программу самовоспитания, необходимо верно определить цели и выбрать средства самовоспитания.

Цели самовоспитания основываются на итогах самопознания и познания окружающей среды. Изменения, которые нужно привнести в структуру личности, укрепляются в единых чертах и потом делятся на небольшие личные задачи. Целью самовоспитания может являться, например, соблюдение тех принципов поведения и деятельности, которые были лично выдвинуты преподавателем.

Содержание и задачи самовоспитания предполагают такое поведение и деятельность, которые приводят к достижению целей обучения. Это прежде всего зависит от психических параметров личности, ее интеллектуальной, психологической и волевой сферы.

Средства самовоспитания – это характерные способы воздействия на самого себя, которые опосредуют цели и итог. Принимая во внимание личностную индивидуальность и конкретные условия, любой человек избирает их наилучшее сочетание.

Самоубеждение как средство самовоспитания

Важное значение имеют средства управления собственным психическим состоянием, т.е. средства саморегуляции. К ним можно отнести приемы отключения, самоотвлечения, расслабления мышц (релаксации), и еще самоубеждение, самоприказ и др.

Самоубеждение как средство самовоспитания

Проанализировав факты собственной жизни преподаватель имеет возможность выработать сознательную установку на свое дальнейшее развитие.

Благодаря самоубеждению можно модифицировать самосознание, личное поведение и отношение к разным явлениям действительности. Самоубеждение требует дискуссии с самим собой и функциональной мыслительной работы. Обдумывая «за» и «против» человек выявляет истину и воспринимает ее в облике управляющей мысли. Для самоубеждения необходимо владеть информацией о том, в чем нужно себя уверить, разнообразными методами анализа, сопоставления, обобщения, синтеза.

К разновидностям самоубеждения обычно относят самоутешение, самооправдание.

Если субъект в результате самоубеждения отыскал настоящий путь, то он принимает решение, осуществляемое в форме самоприказа. Волевое действие на себя в форме самоприказа проистекает, когда уже прошел этап самоанализа, а облегчение и успокоение препятствуют функциональной деятельности. Начинается момент, когда необходимо приступать к выполнению намерений и задумок.

Будущий преподаватель обязан осознавать, что главным качеством преподавателя, который сообразно собственному расположению обязан быть образцом для студентов, считается способность ставить «нужно» над «желаю», то есть делать тяжелую и тщательную работу, невзирая на возможность отдохнуть. Организованный и дисциплинированный преподаватель после принятия решения устроит все так, как запланировал.

Определение

Самоприказ – одна из форм самопринуждения, которая считается результатом проявления волевых свойств личности.

Одной из форм самопринуждения является самообладание, являющееся возможностью человека либо коллектива удерживать себя от неверных действий. Самообладание, как характерная черта учителя, считается показателем самодисциплины, которая достигается с помощью ряда способов:

  1. интеллектуальные приёмы: собственные правила, по которым человек выстраивает своё поведение;
  2. эмоциональные приёмы: самоодобрение, самокритика,самоутешение;
  3. волевые приёмы: самообещание, самообозрение, самообязательство, самоотказ, желание, присяга. Все чаще употребляются приёмы и способы целенаправленного самовнушения – аутотренинга. Самовнушение осуществляется путем постоянного повторения слов или словесных формулировок, которые утверждают желаемое положение.

Словесные формулировки произносятся в реальном времени, от собственного имени, в положительной форме.

Самовнушение можно применять в процессе самовоспитания всех свойств и параметров личности, в том числе и при овладении основами саморегуляции чувственно-волевых состояний.

Итоги самовоспитания – это изменения, которые проистекают в результате самовоспитательных действий.

Основным условием и средством успеха профессионального самовоспитания педагога считается адекватная, реальная деятельность.

Ни теория, ни способ сами по себе никак не могут снабдить успех учебно-воспитательного процесса. Основная фигура в данном процессе — преподаватель. Его личность, его подготовка и мастерство решают успех дела. Педагогическая активность — одна из наитруднейших областей человечной деятельности и в то же время — одна из более популярных. Поэтому важными остаются трудности профессиональной пригодности, развития и становления личных и профессиональных свойств учителя и повышение его педагогического профессионализма. Каждая концепция обучения предъявляет собственные личные запросы к преподавателю. Для педагогики Ж.Ж.Руссо учитель — лишь охранитель малыша от порчи и дурных воздействий. Для Л.Н. Толстого это должен быть обязательно добрый человек, который своим собственным примером заражал бы ребенка. Для педагогики воспитатель — тот, кто может выполнять заповедь: Ломай волю твоего ребенка, чтобы он не погиб.

Таким образом, самовоспитание – неотъемлемая часть профессионального развития педагога. Ещё А. Ф. Дистервег писал: «Он [учитель] лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием».

Дата последнего обновления статьи: 02.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot