Реформы в образовании после революции
Октябрьская революция повлекла за собой большие изменения в области образования и педагогики.
В 1917 году школы и школьное образование оказались под руководством А.В. Луначарского, Н.К. Крупской и др. видных деятелей. После революции образование в России характеризуется разрушением установленной образовательной системы. В 1918 году в декрете «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» была предпринята попытка разделения церковного и светского образования, причём запрету подлежало преподавание религии в учебных заведениях, где осуществлялось преподавание общеобразовательных предметов.
В 1918 году также приняли положение «Об организации дела народного образования в РСФСР», в данном документе подробно изложены принципы народного образования. В числе основных принципов можно назвать следующие:
- передача всех образовательных учреждений Наркомату народного просвещения;
- отмена национальных, сословных, религиозных ограничений в образовании;
- уничтожение прежних структур управления школами;
- закрытие частных учебных заведений;
- отмена преподавания древних языков.
В октябре 1918 года был принят декрет «О введении новой орфографии», в котором было предусмотрено упрощение правописания, что сказалось на облегчении работы учителей по обучению детей грамоте.
В качестве наиболее значительных документов можно назвать «Положения о единой трудовой школе» и «Декларации о единой трудовой школе». Согласно данным документам:
- была введена единая система образования с двумя ступенями – 1 ступень предполагала пятилетнее обучение, 2 ступень – четырёхлетнее обучение, обучение характеризовалось бесплатностью и совместностью;
- преобразование в единую школу всех начальных и средних школ, ремесленных училищ, низших и средних технических, сельскохозяйственных и экономических школ и училищ;
- не учитывались расовая, национальная принадлежность, социальное положение;
- обеспечивалось равенство в получении образования мужчинами и женщинами;
- обучение шло на родном языке
- образование носило светский характер;
- был введён производительный труд.
По программе обучения единой трудовой школы детей обучали родному языку, литературе, истории, обществоведению, математике, естествознанию, изобразительным искусствам, ручному труду, пению, географии и т.д. Важным являлось отмена экзаменов, поощрений и наказаний.
В 1920-1925 годах в целях повышения грамотности населения были открыты ликпункты (школы грамотности), в которых обучали взрослых и детей подросткового возраста. На протяжении 3-4 месяцев детей и взрослых от 8 до 50 лет учили чтению, письму, счёту.
В 1919 году начали работать рабочие факультеты, изначальной целью которых было повышение технической квалификации рабочих. [Замечание]
В рассматриваемый временной период воспитательная работа в школе занимала важное значение, посредством проводимой в школе воспитательной работы формировались такие личностные качества, как настойчивость, трудолюбие, социальная активность, дух солидарности. Детский коллектив был признан инструментом воспитания. [/Замечание]
Изменения в системе образования в отечественной педагогике в 1930-е годы
Изменения в системе образования произошли в 30-е годы 20 века, основные положения изменений представлены в постановлении «О начальной и средней школе» (1931 год). Были созданы преемственные ступени обучения, регулярное предметное обучение, чёткий режим занятий.
Официальной властью отрицались достижения отечественной педагогики, результатом чего стало издание постановления «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» (1936 год).
Основными идеями, пропагандируемыми педагогикой, стали идеи воспитательной роли коллектива, разработанными и внедрёнными в практику А.С. Макаренко. Данная теория является базовой в организации воспитания школьников.
Основным изменениям в области образования подверглось содержание образования, организационные формы и методы. Были созданы экспериментальные программы для школ первой и второй ступеней, в которых существенно было обновлено содержание обучения. Кроме того, были пересмотрены формы организации обучения – в конце 30-хх годов стала использоваться классно-урочная форма организации обучения, роль учителя определялась как ведущая, классы имели постоянный состав, чёткое расписание.
В конце учебной четверти на каждого ученика составлялась развёрнутая характеристика. По окончании учебного года проводились проверочные испытания. Для оценки результатов обучения использовалась пятибалльная система. Были созданы стабильные учебники по ряду учебных предметов.