Профессиональное образование
Закон «Об образовании» дает право любому жителю Российской Федерации вслед за получением основного общего образования получить профессиональное образование, как основное, так и дополнительное. Профессиональное образование состоит из нескольких ступеней:
- начальное профессиональное образование,
- среднее профессиональное образование,
- высшее профессиональное образование,
- послевузовское профессиональное образование.
Для цели получения профессионального образования предназначены несколько типов учебных заведений:
- лицеи,
- училища,
- колледжи,
- институты,
- университеты,
- академии.
Содержание образования, согласно Закона об образовании, должно на этапе профессионального обеспечивать релевантный мировому уровень общей и профессиональной общественной культуры, формирование у обучающихся адекватной картины мира, глубокую интеграцию личности в национальную и мировую культуры, воспитание и развитие профессионального потенциала общества.
Педагогическое профессиональное образование
Педагогическое образование не является исключением. Получение в частности педагогического образования регламентировано федеральным Законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и Законом РФ «Об образовании». В основе высшего и послевузовского педагогического образования лежат принципы непрерывности и преемственности всех ступеней образования, интеграции системы высшего образования России в мировую систему высшего образования.
С середины девяностых годов прошлого века в России в рамках проекта «Международный бакалавриат» были установлены ступени высшего профессионального образования, в том числе педагогического, с обозначением сроков освоения программ:
Освоение образовательной программы высшего профессионального педагогического образования определенной ступени в высшем учебном заведении, которое имеет государственную аккредитацию, служит основанием для занятия в государственной или муниципальной организации соответствующей должности, оклада и надбавок к нему.
Ступенями послевузовского профессионального педагогического образования являются:
- аспирантура;
- докторантура.
В аспирантуру принимаются граждане Российской Федерации, уже имеющие высшее педагогическое образование, а в докторантуру, имеющие степень кандидата наук. Срок обучения в аспирантуре и докторантуре составляет 3 года.
На сегодняшний день в России существует ряд педагогических учебных заведений, включающий: педагогические колледжи и лицеи, педагогические училища, педагогические институты и университеты.
Рис.1
Педагогические училища, лицеи и колледжи относятся к средним педагогическим учебным заведениям. Они в свою очередь подразделяются на:
- школьные,
- дошкольные,
- музыкально-педагогические,
- художественно-графические,
- прочие.
В педагогические училища принимаются граждане с девятилетним и средним образованием. Срок обучения в данном учебном заведении составляет три-четыре года. Помимо общеобразовательной подготовки в педагогических училищах, лицеях и колледжах много внимания уделяется изучению психолого-педагогических дисциплин и непосредственно педагогической практике.
Педагогические институты и университеты – это высшие учебные заведения, принимающие лиц со средним образованием. Срок обучения в педагогическом ВУЗе составляет от четырех до шести лет. Учебный план педагогического института или университета включает в себя три больших цикла:
- общественные науки,
- психолого-педагогические науки,
- специальные науки, которые определяют профиль специалиста.
Учебным планом предусмотрена также педагогическая практика.
Традиционно профессии подразделяются на специальности, которым присущ ограниченный вид деятельности в рамках одной профессии. В педагогической профессии – учитель, так же выделяется множество специальностей, в частности: учитель начальных классов, учитель математики, учитель русского языка и литературы и т.д.
Основанием для дифференцирования педагогических специальностей служит специфические особенности объекта и цели деятельности. Еще одним основанием служат возрастные периоды развития ребенка и особенности развития личности, обусловленные психофизическими и социальными факторами. Именно на основании этих факторов сформировались различные педагогические специальности: воспитатель детского сада, воспитатель детского дома; учитель начальных классов, учителя-предметники, практический психолог, социальный педагог, гувернер и другие.
Наблюдается тенденция по увеличению количества педагогических профессий и специальностей и их трансформации. Еще десять лет назад в России было очень мало социальных педагогов, сегодня ситуация кардинально изменилась. Стала востребованной профессия школьного педагога-психолога. Снижается потребность в воспитателях группы продленного дня, но при этом растет необходимость в освобожденных классных руководителях. Возрождаются профессии гувернера и домашнего учителя.
Сегодня в развивающейся системе российского образования проявляются две тенденции: усиление узкой специализации и одновременная интеграция профессиональной педагогической деятельности.
Педагог, владеющий несколькими смежными специальностями, имеет больше возможностей для реализации межпредметных связей, для налаживания контакта с воспитанниками.