Педагогические ценности
Под педагогическими ценностями понимаются комплекс норм, регламентирующих деятельность педагога и выступающих в качестве познавательно-действующей системы, служащей для связи между общественным мировоззрением в образовании и деятельностью педагогов.
Педагогические ценности можно классифицировать на группы:
- социально-педагогические ценности;
- групповые педагогические ценности;
- личностно-педагогические ценности.
В социально-педагогических ценностях отражается характер и содержательный аспект тех ценностей, которые присутствуют в социальной системе и проявляются в общественном сознании. Данный вид ценностей представлен идеями, представлениями, нормами, правилами, традициями, регламентирующими общественную деятельность в образовании.
В содержание групповых педагогических ценностей входят идеи, концепции, нормы, регулирующие и направляющие деятельность педагога в сфере деятельности определённого образовательного института. Комплекс таких ценностей характеризуется наличием целостного характера, он стабилен и повторяем.
Содержанием личностно-педагогических ценностей является социально-психологическое образование, отражающее комплекс целей, мотивов, идеалов, установок и других мировоззренческих характеристик личности педагога, которые в совокупности составляют систему ценностных ориентаций.
Реализация цели профессиональной деятельности педагога приводит к выбору профессиональной стратегии, содержанием которой является собственное развитие и развитие других. Таким образом, в ценностях-целях происходит отражение государственной образовательной политики, а также уровень развития педагогики как науки.
Ценности-средства в структуре педагогической деятельности представлены:
- педагогическими действиями, направленными на решение различных задач (профессионально-образовательные, личностно-развивающие);
- коммуникативными действиями, способствующими успешной реализации личностно-ориентированных и профессионально-ориентированных задач (технология общения);
- действиями, способствующими отражению субъективной сущности педагога.
Культура мышления педагога
Данный элемент педагогической культуры представляет собой комплекс способностей и качеств: осуществление педагогического анализа и синтеза, наличие личностных качеств – критичности, самостоятельности, широты, гибкости, активности, быстроты, наблюдательности, педагогической памяти, творческого воображения.
Педагогическое мышление может быть представлено в трёх уровнях:
- методологическое мышление направлено на реализацию педагогом правильного ориентира в профессиональной деятельности, выражается в разработке гуманистической стратегии;
- тактическое мышление способствует материализации педагогической идеи в технологию осуществления педагогического процесса;
- оперативное мышление находит своё проявление в умении самостоятельного творческого применения общей педагогической закономерности к частному, уникальному явлению педагогической действительности.
Педагогическая техника
Данный элемент педагогической культуры может быть представлен совокупностью приёмов, которые использует педагог для успешного достижения цели педагогического процесса.
Основными приёмами педагогической техники являются:
- приёмы, направленные на управление собой (наличие мимики, способности управления эмоциями, настроением, техника речи);
- приёмы, направленные на умение управлять другим (наличие организаторских, коммуникативных, технологических приёмов);
- приёмы, направленные на реализацию умения сотрудничества.