Требования к личности учителя в трудах классиков педагогики
Высокий профессионализм, мастерство являются базовыми требованиями к любой профессиональной деятельности. К личности учителя и осуществляемой им деятельности, кроме данных требования, предъявляется ряд других. О высоком предназначении учителя и требованиях к нему высказывались многие педагоги прошлого. В таблице представим некоторые требования, описанные в истории педагогики.
Таблица. Требования к педагогу в истории педагогики
Требования к личности учителя в современном обществе и противопоказания
В истории педагогики представлены основные требования к учителю, но с развитием педагогики и педагогической деятельности, изменяются требования к учителю. Вместе с требованиями, представленными классиками педагогики как ведущими, был выявлен ряд требований к учителю, предъявляемый современным обществом. К таким требованиям можно отнести следующие:
- корректность, гибкость, любознательность, отсутствие консерватизма, педагог также должен быть неординарным, с хорошим чувством юмора, доброжелателен, терпелив, многоуважаем, иметь большой жизненный опыт, быть мудрым, воспитанным, энергичным, владеть грамотной речью;
- высокая работоспособность, способность выдерживать действие сильных раздражителей, умение к концентрации своего внимания, активность, бодрость, умение сохранять на протяжении рабочего дня высокий общий и эмоциональный тонус, способность к быстрому восстановлению сил;
- сдержанность, проявление терпеливости, уравновешенности, собранности, чёткость дикции и выразительность в изложении мысли;
- высокий темп выполнения работы, умение быстрого переключения с одного вида деятельности на другой, способность к экспромту, быстрое привыкание к новой обстановке, способность к установлению контактов, непринуждённость в кругу незнакомых или малознакомых людей.
В педагогической профессии существует целый ряд противопоказаний, которые можно кратко охарактеризовать следующим образом:
- низкий уровень идеалов и убеждений;
- корыстно-эгоистическая направленность личности;
- равнодушное отношение к детям;
- низкий интеллектуальный уровень развития;
- безволие, отсутствие целеустремлённости, собранности, инициативы, находчивости, выдержки;
- наличие некоторых психических заболеваний (шизофрения, эпилепсия);
- серьёзные нарушения опорно-двигательного аппарата;
- выраженные дефекты речи и слуха.
Выявление противопоказаний к педагогической деятельности можно осуществить в ходе профессионального отбора.
Учитель как субъект педагогической деятельности
Учитель – профессионал, обладающий компетентностью в осуществлении педагогической деятельности в образовательном учреждении.
Под профессионально компетентным понимается труд, в котором на высоком уровне обеспечивается педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуются личностные особенности педагога, достигаются высокие результаты в обученности и воспитанности школьников.
Основными свойствами субъектности педагога являются:
- психофизиологические свойства субъекта (задатки);
- направленность личности;
- профессионально-педагогические и предметные знания и умения.
Важнейшим требованием педагога-профессионала является чёткость его социально-профессиональной позиции, в которой он может выразить себя как субъект педагогической деятельности.
Позиция педагога – это система интеллектуального, волевого, эмоционально-оценочного отношения к миру, педагогической деятельности, которые представляют источник активности педагога.
Позиция педагога может быть представлена двумя структурными компонентами – социальная позиция педагога и профессиональная позиция педагога.
В основе социальной позиции педагога лежат взгляды, убеждения, ценностные ориентации, сформированные ещё в общеобразовательной школе. В выборе профессиональной позиции важнейшими факторами являются профессиональные установки, индивидуально-типологические особенности личности, особенности темперамента и характера.
В рамках рассмотрения данной темы, можно остановиться на характеристике двух понятий – «педагогический талант» и «педагогическая квалификация».
Под педагогическим талантом понимается высшая степень способностей личности, способствующая успешному, творческому выполнению педагогической деятельности. Под педагогической квалификацией понимается особенность подготовленности индивида к осуществлению педагогической деятельности, то есть наличие знаний, умений и навыков, которые необходимы для осуществления педагогической деятельности. Отсюда следует, что педагогический талант, дополненный специальными знаниями, умениями, навыками, будет способствовать становлению настоящего педагога.
Социально-профессиональная направленность личности педагога
Направленность личности понимается как мотивационная обусловленность действий, поступков, поведения человека конкретными жизненными целями, источниками которых являются потребности, общественные требования.
Профессиональная направленность личности педагога обусловлена ценностями педагогической деятельности, гуманистическими социально-профессиональными установками на педагогическую профессию, взглядом на школьника как на цель, а не на средство, развитием рефлексии, эмпатии, социальных способностей, которые способствуют обеспечению продуктивности общения и успешности взаимодействий с окружающими людьми.
Педагогическая направленность личности учителя характеризуется наличием у учителя интереса к самим учащимся, творческим подходом к решению разнообразных педагогических задач, заинтересованностью самой педагогической профессией, склонностью ею заниматься, уровнем профессионального самосознания. Учитель с ярко выраженной педагогической направленностью активно включается в процесс профессионального самосознания. Этот процесс связан с осознанием учителем норм, правил, модели педагогического поведения, с формированием педагогического кредо, с осознанием и принятием неких профессиональных эталонов, образцов и соотнесением себя с ними на основе самооценки и оценки другими участниками педагогического процесса своих педагогических способностей, характера и эффективности своей деятельности, а также профессионально значимых личностных качеств.
Гуманистическая направленность личности учителя
Педагогическая направленность личности учителя может быть ориентирована на профессиональное самоутверждение, либо на создание условий всестороннего развития личности; во втором случае говорят о гуманистической направленности личности учителя.
Под гуманизмом понимается признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей.
Под гуманностью понимается наличие человечности, человеколюбия, уважения к достоинству другого человека.
Гуманистическая направленность педагогической деятельности означает подчинение всех действий педагога интересам личности ребёнка; что в полной мере реализует основные задачи личностно-ориентированной педагогики – оказания содействия человеку в определении отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру.
Гуманистическая направленность личности формируется на базе общечеловеческих ценностей, является важнейшим фактором успешности профессиональной педагогической деятельности.
Познавательная направленность личности учителя
Под познавательной направленностью личности учителя понимается культура научно-педагогического мышления, основным признаком которого является диалектичность. Она проявляется в способности в каждом педагогическом явлении обнаруживать составляющие его противоречия. Диалектический взгляд на явления педагогической действительности позволяет учителю воспринимать ее как процесс, где через борьбу нового со старым совершается непрерывное развитие, влиять на этот процесс, своевременно решая все возникающие в его деятельности вопросы и задачи.