Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Всероссийские профессиональные конкурсы педагогов

Значение профессиональных конкурсов и олимпиад

Государство диктует ряд новых требований к личности педагога в качестве ключевой фигуры изменений в области образования. В связи с этим методисты осуществляют поиск форм и методов работы, способствующих повышению уровня педагогической компетентности каждого педагога и целого коллектива. Среди таких форм, которые получили признание и распространение в педагогическом сообществе, существенная роль отводится конкурсам профессионального мастерства.

Педагогические конкурсы начали проводиться в России в 20-х года ХХ века. Изначально мотив участия педагога в конкурсе – стремление продемонстрировать свое профессиональное преимущество. В современном мире сформировалась система проведения конкурсов на уровне города, области и страны в качестве механизма развития профессиональной педагогической компетентности.

Определение 1

Конкурс – это соревнование, которое имеет целью выделить наилучших представителей из общего числа участников.

Конкурсы педагогического мастерства могут быть рассмотрены в качестве этапа повышения профессионализма педагогов, а также в качестве открытого массового педагогического соревнования учителей. Педагог, который ориентирован на профессиональный рост, стремится заявить о себе широкой общественности, повысить педагогическое мастерство и распространить опыт своей работы.

Замечание 1

Профессиональные конкурсы – это не просто серьезные творческие испытания для лучших педагогов. Их проведение помогает эффективно развивать отечественную систему дошкольного и школьного образования, широко внедрять в практику новые интересные методики и подходы к преподаванию.

Цель любого конкурса профессионального мастерства – повысить престиж рабочей профессии, развить профессиональную и творческую деятельность. Конкурсы и олимпиады педагогического мастерства проводят также, чтобы повысить престиж и статус педагога в обществе, выявить и изучить новые направления теории и практики управления в сфере образования, поддержать инновационные разработки и технологии, которые способствуют развитию системы образования и оказывают эффективное воздействие на процессы обучения и воспитания.

«Всероссийские профессиональные конкурсы педагогов» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Содержание профессиональных конкурсов выбирают не произвольно, оно должно подчиняться решению главных задач, которые стоят перед системой образования. Каждый конкурс или олимпиада несет свою смысловую нагрузку, которая определяется его номинациями.

Конкурсы могут быть очными и заочными. Обычно, любой дистанционный конкурс, проводимый в интернете, имеет коммерческий характер и не несет особой значимости. Это же можно сказать и об олимпиадах. Одни из самых весомых педагогических конкурсов – это «Учитель года» и «Воспитатель года», которые способны дополнить и даже заменить для руководителей школ и муниципальной системы образования ряд таких административных методов оценки членов коллектива как: собеседование, контроль и ежегодные аттестации. Конкурс имеет ряд преимуществ перед ними в качестве значительно более демократичного механизма оценки и вознаграждения труда учителя и руководителя. Чем выше статус конкурса по уровню его проведения (школа, муниципалитет, регион, страна), тем престижнее в нем участвовать.

Для формирования общих и профессиональных компетенций недостаточно одних лишь знаний, здесь необходимо наличие личного опыта, способности и мотивации к данному типу профессиональной деятельности.

Участники конкурсов и олимпиад получают ценный опыт, положительные эмоции и новых друзей. Они начинают осознавать сущность и социальную значимость своей профессии. Конкурсанты могут активно общаться, обогащать собственные коммуникативные и информационные компетенции. С каждым последующим выступлением они чувствуют себя увереннее, у них снижается уровень стресса от публичных выступлений, они чаще начинают проявлять инициативу, учатся нахождению рациональных способов разрешения проблем, уважительно относятся к победам своих конкурентов и стремятся понять и соблюдать предложенные правила, оценить эффективность и качество своих выступлений. Безусловно, все это помогает эффективно социализироваться и способствует развитию личностных качеств.

Роль конкурсов профессионального мастерства в развитии педагогов

Конкурс ставит педагогов в позицию исследователей, формирует у них новые взгляды на социальную значимость профессии воспитателя, расширяет круг общения педагогов, развивает их творческий и интеллектуальный потенциал.

Конкурсные мероприятия помогают развивать у педагогов:

  • активную жизненную позицию, коммуникативные способности, стремление самосовершенствоваться, узнавать самих себя и самоактуализироваться;
  • информационную компетентность, включающую в себя умение самостоятельного поиска информации;
  • навыки разных форм работы с детьми;
  • навыки публичного выступления.

В ходе конкурса у педагогов формируется критическая оценка результатов деятельности, готовность к самоизменениям и проявлению личной инициативы и дальнейшего профессионального роста; осознание себя в качестве одного из лучших.

В связи с этим конкурсы нужны, в первую очередь, для неравнодушных людей, стремящихся к личностному и профессиональному росту, так как подготовка к конкурсу педагогического мастерства и непосредственно сам конкурс – творческий процесс. При подготовке к конкурсу педагоги всесторонне анализируют свою деятельность, приводят в систему свои педагогические наработки и документацию, совершенствуют свое профессиональное мастерство, а во время прохождения испытаний демонстрируют свой уникальный опыт.

Дата последнего обновления статьи: 25.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot