Важность и проблемы преподавания дисциплины «Черчение» в общеобразовательной школе
Черчение – это учебная дисциплина, ориентированная на развитие навыков чертежной работы.
В современном мире, данная дисциплина теряет свою актуальность и уходит в прошлое. Однако, это становится актуальной и злободневной проблемой, ведь, решение социально-эконмических проблем, расширение производства, а соответственно и подъем экономической сферы страны невозможен без тщательной подготовки специалистов в области черчения и общего развития учащихся в направлении базовой подготовки и графической компетентности учащихся общеобразовательной школы.
Черчение в современной образовательной системе выступает необязательной дисциплиной. Она вводится, как дополнительное занятие, которое посещают только те, кто ориентируется на поступление в вуз на технические специальности.
Необязательность учебной дисциплины приводит к тому, что посещаемость занятия характеризуется низким процентом учащихся, а то и вовсе отсутствует. Но черчение необходимо изучать каждому учащемуся. Это обусловлено следующими аргументами:
- Черчение способствует общему развитию учащихся, расширению их кругозора.
- Черчение помогает развивать пространственные представления, пространственное мышление и пространственную ориентацию школьников.
- Азы технической грамотности закладываются именно на уроках по черчению. Независимо от того, в какой сфере профессиональной деятельности будет работать учащийся, ему потребуются знания графического характера при чтении схем, в бытовых вопросах. Например, поломка и ремонт автомобиля, схема проезда куда-либо, схема жилого здания и др.
- Знание графического языка, выступающего средством взаимодействия представителей разных профессий и направлений деятельности.
- Черчение повышает уровень восприятия учащихся при освоении дисциплин «Геометрия, «стереометрия».
- Техническое образование требует наличия базовых знаний в области черчения. Освоение технической специальности без школьного фундамента графических знаний и представлений оказывается непродуктивным, либо, требует больших временных затрат и сил.
- Поступление в вуз на некоторые специальности требует сдачи ЕГЭ по дисциплине «Черчение».
- Современные ПК-программы упрощают процессы проектирования, но требуют от специалистов большего объема знаний и навыков, полноценного владения графическими представления и принципами, поскольку любая программа контролируется реальным, живым человеком.
Эти аргументы должны быть использованы при мотивации учащихся и их родителей к изучению данной дисциплины. Мотивация имеет определяющее значение в формировании заинтересованности этим предметом и осознания необходимости его изучения.
В настоящее время, образовательная программа не предусматривает наличия свободных часов, которые можно бы было отвести на дисциплину «Черчение».
Кроме того, традиционный подход к преподаванию, использование старой литературы снижает популярность данной дисциплины. Возникает необходимостьпересмотра принципов и методов преподавания «Черчения» и разработки новых методических пособий и учебной литературы, не содержащей ошибок.
Разработка новой парадигмы обучения дисциплине «Черчение»
Система обучения дисциплине «Черчение» должна выйти на новый качественный уровень. от традиционной методики преподавания необходимо отказаться, поскольку она не дает должного познавательного эффекта. Педагог передает знания учащимся, но не имеет обратной связи т.е. не понимает, как они усвоились и усвоились ли вообще. Это связано с тем, что в ходе обучения используются объяснительные и иллюстративные методы, которые не позволяют понять педагогу, каким образом сведения зафиксировались в сознании учащихся, как они трансформировались, какую форму приняли.
В этой связи, требуется разработка новой парадигмы обучения дисциплине.
Эффективным предполагается переход на личностно-ориентированную систему обучения, которая основывается на следующих характеристиках:
- Опора на субъектный опыт учащихся.
- Свобода творческой активности и выбора методов и приемов при решении образовательных задач.
- Формирование навыков в области графики не просто так, «потому что надо», а для раскрытия творческого потенциала, общего развития личности, расширения кругозора.
- Формирование личностного взаимодействия между педагогом и учащимися в ходе учебного занятия.
- Нацеленность на развитие познавательной активности учащихся.
Таким образом, новая образовательная парадигма должна привести к тому, что передача знаний по черчению будет ориентирована не на их расширение и углубление, а на раскрытие творческого потенциала, преобразование материала, его обобщение и практическое использование в своей жизнедеятельности. Кроме того, должен давать учащимся возможность выбора и совершения ошибок, активизировать самостоятельную работу и проявление инициативы, а также применять инновационные методы и технологии обучения.
Новая парадигма предполагает разрешение ряда проблем, связанных с преподаванием черчения:
- Поиск часов для преподавания данной дисциплины в образовательной программе средней и старшей школы. Необходимо выделить время в школьном учебном плане для изучения черчения. Кроме того, можно организовать отдельные инженерные классы, в которых будут изучаться дисциплины технического характера, сформировать курсы профессиональной подготовки.
- Проверка учебного материала, представленного в учебной литературе. Педагогу необходимо проверять учебники, поскольку они могут содержать грубые ошибки, опечатки. Это приведет к неправильной передаче информации учащимся, а соответственно, формировании ими неверных способов графического построения.
- Использование инновационных технологий и средств обучения, ориентированных на развитие критического мышления учащихся.