Воспитательные возможности коллектива в сфере среднего профессионального обучения
Коллективное воспитание – это функционирование коллектива, ориентированное на личностное развитие самоопределение, формирование личностных качеств каждого его участника.
Коллективное воспитание реализуется по мере развития коллектива, воспитательные возможности которого формируются постепенно, раскрываются по мере роста и развития коллектива, его укрепления и утверждения, как целостной системы, функционирующей по определенным законам.
Коллектив студентов формируется постепенно. Его создание носит необходимый характер, т.е. студенты объединяются в группы не по собственному выбору, интересам и предпочтениям, а по выбранному направлению обучения – по сути они сделали выбор специальности обучения, а попадание в определенный коллектив стало следствием данного выбора. Коллектив объединяет цель и направление деятельности, содержание обучения, возраст участников коллектива и их ориентация на получение определенной профессии.
Коллектив формируется, как бы сам собой, т.е. происходит объединение студентов, исходя из их профессиональной ориентации. Развитие же коллектива студентов реализуется через систему педагогического руководства, реализуемого куратором группы. Именно он реализует сопровождение деятельности коллектива, определяет его возможности развития, на основе чего, формирует систему управления коллективом и прогнозирует его развитие.
Куратором формируется система коллективного самоуправления, помогающая студентам проявить себя и свои возможности, а также влияет на построение взаимоотношений между участниками коллектива, формирует специфику их межличностного пространства.
Таким образом, коллективное воспитание в профессиональном учебном заведении начинается с развития коллектива. Только развитый коллектив обладает большим воспитательным потенциалом и может оказать влияние на формирование всех сторон личности студентов, активизируя их нравственный, познавательный, физический потенциал. После развития коллектива начинается работа по развитию его творческого потенциала. Для этого осуществляется работа по формированию коллективных творческих дел.
Этапы развития студенческого коллектива
Работа куратора по формированию и развитию коллектива студентов профессионального училища реализуется в несколько этапов:
- Диагностический этап. Он реализуется с момента формирования коллектива и связан с определением уровня адаптации студентов к новым условиям их жизнедеятельности, их психологического состояния и статуса в новом коллективе (лидер, «серая мышка», «душа компании» и др.). На этом же этапе куратор исследует систему отношений, складывающихся в данной группе, оценивает динамику их развития, выявляет проблемы межличностного взаимодействия и причины их возникновения.
- На основании проведенной диагностики разрабатывается план по реализации развития коллектива. В частности, выбираются методы сплочения участников группы, установления положительных межличностных связей, активизации лидерских качеств у потенциальных лидеров, проводятся психологические тренинги, ориентированные на решение проблем социальной дезадаптации, объединение коллектива.
- Формирование активного состава группы. Желающие реализовывать самоуправление и, выявленные лидеры занимают активные позиции. Им предоставляется максимальная свобода действий по организации эффективного самоуправления коллектива. Они могут полноценно раскрыть свои возможности, самоутвердиться и помочь в самоутверждении других членов группы.
- Разработка программы деятельности коллектива. Куратор и актив группы определяет цели и задачи деятельности, выбирает ее основные направления и составляет план мероприятий на определенный период, которые должны быть реализованы с участием всех членов коллектива.
Работа по развитию коллектива носит непрерывный характер. Куратор наблюдает за развитием коллектива, активизацией творческих сил и способностей каждого его члена, раскрытием активности «пассивного» состава коллектива, развитием отношений в коллективе и реализует своевременную коррекцию проблемных моментов коллективного развития и взаимодействия.
Организация коллективной творческой деятельности
Коллективная творческая деятельность (КТД) – это форма деятельности коллектива, направленная на установление адекватного и продуктивного межличностного взаимодействия его участников, раскрытие их природного потенциала, получение новых знаний и умений.
Коллективная творческая деятельность обладает огромными воспитательными возможностями. Она позволяет:
- Получить каждым членом коллектива ценный опыт в разных сферах и направлениях деятельности;
- Активизирует природный потенциал студента и открывает возможности для его полноценного проявления;
- Духовно обогатиться и развить лучшие нравственные качества каждому участнику коллектива;
- Реализовать свои стремления, удовлетворить интересы и потребности.
КТД бывает разной направленности: спортивная, познавательная, трудовая, общественная, организаторская, художественная, личностная.
Любое КТД реализуется куратором совместно со студентами, с предоставлением максимальной самостоятельности студентам в организации данного дела и выбором методов и средств его реализации.
Коллективное творческое дело начинается с мотивации участников. Куратору необходимо привлечь студентов к коллективной деятельности, заставив их заинтересоваться данной деятельностью и почувствовать ее полезное социальное значение.
После этого осуществляется составление коллективного плана деятельности, каждый аспект которого утверждается на основе коллективного голосования. Затем, коллектив готовится к выполнению творческого дела, реализует его и оценивает результаты, проделанной работы. Подведенные итоги демонстрируют воспитательные возможности коллектива, а также является опытом совместной деятельности его участников.
Каждое творческое дело способствует развитию поля деятельности каждого участника коллектива, расширяет его просторы деятельности, дает толчок к формированию навыков коллективного поиска и применению креативного мышления, нестандартного подхода к решению различных задач.