Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Воспитательный потенциал в спорте

Определение 1

Воспитательный потенциал спорта – это наличие в спортивной деятельности факторов и условий оказания воспитательного воздействия на личность, занимающуюся спортивной деятельностью.

Спорт обладает большими воспитательными возможностями. Это обусловлено связью физического воспитания с интеллектуальным развитием личности.

Воспитательный потенциал спорта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Воспитательный потенциал спорта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

На сегодняшний день спортивных секций существует большое количество. Они входят в систему дополнительного образования и ориентированы на удовлетворение физических потребностей и спортивных интересов учащихся. Спорт обладает большими воспитательными возможностями, которые необходимо грамотно реализовать в спортивной среде учебного заведения.

Спортивная среда как сфера воспитательной деятельности

Определение 2

Спортивная среда учреждения дополнительного образования – это совокупность разнородных условий и возможностей для спортивного развития подрастающего поколения, реализации физических потребностей через использование спортивного оборудования и организации различных видов спортивной деятельности.

Воспитание в спорте реализуется именно через формирование спортивной среды в образовательной организации. Она формируется, как в учреждениях дополнительного образования, так и может быть создана в общеобразовательной школе через направление физического воспитания в урочной деятельности и организации внеурочных спортивных занятий и мероприятий.

«Воспитательный потенциал в спорте» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Воспитательный потенциал спортивной среды огромен. Однако, он требует непрерывного развития данной среды, иначе, ее воспитательные возможности теряют свою силу.

Воспитательный потенциал спортивной среды учебного заведения определяется следующими ее параметрами:

  1. Развитость в данной среде социальных отношений. Они затрагивают спортивную деятельность и предполагают соблюдение спортивных традиций, норм спортивных отношений, положительное взаимодействие между всеми участниками спортивной деятельности.
  2. Технологическое оснащение среды. Оно предполагает наличие в ней продуктивных технических средств, спортивного инвентаря, финансового обеспечения, ориентированного на оперативное решение всех насущных спортивных задач.
  3. Пространственно-предметная организация спортивной среды. Здесь имеется в виду помещение для занятий спортивной деятельностью, его дизайнерское обустройство, организация современных спортивных залов, площадок, наличие качественного спортивного инвентаря, соблюдение санитарно-гигиенических условий реализации спортивной деятельности.
  4. Профессионализм тренера. Спортивное развитие реализуется тренерами. Уровень их квалификации, опыт работы определяет качество, оказываемых спортивных услуг. Кроме того, тренер выполняет и воспитательную работу со своими подопечными. От его действий зависит стимулирование личностного развития ребенка или подавление его физической активности, деформация нравственных ценностей и ориентиров деятельности.

Воспитательный потенциал спортивного занятия

Каждое спортивное занятие обладает определенным воспитательным потенциалом. На нем решаются разнородные воспитательные задачи и задачи учебного характера т.е. связанные с развитием конкретных физических навыков и умений, физических качеств личности учащегося.

Чтобы учебное занятие было продуктивным и на нем решались конкретные воспитательные задачи, требуется соблюдение ряда требований организации спортивных занятий. К ним относятся:

  1. Целесообразное расходование временных ресурсов. Требуется оптимизировать временные затраты, отводимые на освоение тех или иных двигательных навыков, их отработку и закрепление, а также мотивацию физического развития и физического укрепления организма.
  2. Вариативность форм и методов обучения. Спортивные занятия должны быть интересными и продуктивными. Потому, недопустимо проводить их с использованием однотипных методов спортивного обучения.
  3. Формирование системы взаимодействия педагога-тренера с учащимися. Оно должно носить личностно-ориентированный характер и поддерживать интерес воспитанников к спортивной деятельности того или иного вида.
  4. Практическая значимость каждого спортивного занятия. Она заключается в развитии определенных спортивных навыков, их применении на практике для соответствующих спортивных достижений, получения спортивных наград, завоевания призовых мест.

Все это позволяет сформировать у спортсменов навыки дисциплинированности, потребность в соблюдении режима дня, умелого сочетания спортивной деятельности с учебными занятиями, учит бороться с трудностями, решать проблемы, нести ответственность за свою деятельность, за свои поступки. Кроме того, на спортивных занятиях формируется коллективное взаимодействие, вырабатывается коллективная ответственность, терпимость к чужому мнению, чужим промахам.

Каждое спортивное занятие способствует развитию волевых качеств личности и формирует свойства характера, необходимые спортсмену в конкретном виде спорта, для достижения определенных спортивных успехов.

Спортивная деятельность положительно сказывается на воспитании трудолюбия. Дети учатся прилагать усилия, тренироваться, выполнять самостоятельные физические упражнения для достижения определенных спортивных целей и задач.

При организации спортивных занятий происходит первичное ознакомление с правилами поведения и спортивной этикой. Она выступает важным фактором развития общественной морали. Далее происходит воспитание уважительного отношения к сверстникам, с тренеру и иным участникам спортивной деятельности. Это отношение отрабатывается на каждом спортивном занятии. В задачу тренера входит применение принципов морального поведения и норм социального взаимодействия в качестве практического руководства спортсменов в процессе реализации ими спортивной деятельности определенного вида.

В ходе спортивных занятий происходит приобщение спортсменов к общественно-полезной трудовой деятельности. Учащиеся помогают в починке спортивного инвентаря, в его настройке, выполняют разнообразные поручения, организуют тренировку более младших спортсменов.

Дата последнего обновления статьи: 10.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot