Воспитательный потенциал спорта – это наличие в спортивной деятельности факторов и условий оказания воспитательного воздействия на личность, занимающуюся спортивной деятельностью.
Спорт обладает большими воспитательными возможностями. Это обусловлено связью физического воспитания с интеллектуальным развитием личности.
Рисунок 1. Воспитательный потенциал спорта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
На сегодняшний день спортивных секций существует большое количество. Они входят в систему дополнительного образования и ориентированы на удовлетворение физических потребностей и спортивных интересов учащихся. Спорт обладает большими воспитательными возможностями, которые необходимо грамотно реализовать в спортивной среде учебного заведения.
Спортивная среда как сфера воспитательной деятельности
Спортивная среда учреждения дополнительного образования – это совокупность разнородных условий и возможностей для спортивного развития подрастающего поколения, реализации физических потребностей через использование спортивного оборудования и организации различных видов спортивной деятельности.
Воспитание в спорте реализуется именно через формирование спортивной среды в образовательной организации. Она формируется, как в учреждениях дополнительного образования, так и может быть создана в общеобразовательной школе через направление физического воспитания в урочной деятельности и организации внеурочных спортивных занятий и мероприятий.
Воспитательный потенциал спортивной среды огромен. Однако, он требует непрерывного развития данной среды, иначе, ее воспитательные возможности теряют свою силу.
Воспитательный потенциал спортивной среды учебного заведения определяется следующими ее параметрами:
- Развитость в данной среде социальных отношений. Они затрагивают спортивную деятельность и предполагают соблюдение спортивных традиций, норм спортивных отношений, положительное взаимодействие между всеми участниками спортивной деятельности.
- Технологическое оснащение среды. Оно предполагает наличие в ней продуктивных технических средств, спортивного инвентаря, финансового обеспечения, ориентированного на оперативное решение всех насущных спортивных задач.
- Пространственно-предметная организация спортивной среды. Здесь имеется в виду помещение для занятий спортивной деятельностью, его дизайнерское обустройство, организация современных спортивных залов, площадок, наличие качественного спортивного инвентаря, соблюдение санитарно-гигиенических условий реализации спортивной деятельности.
- Профессионализм тренера. Спортивное развитие реализуется тренерами. Уровень их квалификации, опыт работы определяет качество, оказываемых спортивных услуг. Кроме того, тренер выполняет и воспитательную работу со своими подопечными. От его действий зависит стимулирование личностного развития ребенка или подавление его физической активности, деформация нравственных ценностей и ориентиров деятельности.
Воспитательный потенциал спортивного занятия
Каждое спортивное занятие обладает определенным воспитательным потенциалом. На нем решаются разнородные воспитательные задачи и задачи учебного характера т.е. связанные с развитием конкретных физических навыков и умений, физических качеств личности учащегося.
Чтобы учебное занятие было продуктивным и на нем решались конкретные воспитательные задачи, требуется соблюдение ряда требований организации спортивных занятий. К ним относятся:
- Целесообразное расходование временных ресурсов. Требуется оптимизировать временные затраты, отводимые на освоение тех или иных двигательных навыков, их отработку и закрепление, а также мотивацию физического развития и физического укрепления организма.
- Вариативность форм и методов обучения. Спортивные занятия должны быть интересными и продуктивными. Потому, недопустимо проводить их с использованием однотипных методов спортивного обучения.
- Формирование системы взаимодействия педагога-тренера с учащимися. Оно должно носить личностно-ориентированный характер и поддерживать интерес воспитанников к спортивной деятельности того или иного вида.
- Практическая значимость каждого спортивного занятия. Она заключается в развитии определенных спортивных навыков, их применении на практике для соответствующих спортивных достижений, получения спортивных наград, завоевания призовых мест.
Все это позволяет сформировать у спортсменов навыки дисциплинированности, потребность в соблюдении режима дня, умелого сочетания спортивной деятельности с учебными занятиями, учит бороться с трудностями, решать проблемы, нести ответственность за свою деятельность, за свои поступки. Кроме того, на спортивных занятиях формируется коллективное взаимодействие, вырабатывается коллективная ответственность, терпимость к чужому мнению, чужим промахам.
Каждое спортивное занятие способствует развитию волевых качеств личности и формирует свойства характера, необходимые спортсмену в конкретном виде спорта, для достижения определенных спортивных успехов.
Спортивная деятельность положительно сказывается на воспитании трудолюбия. Дети учатся прилагать усилия, тренироваться, выполнять самостоятельные физические упражнения для достижения определенных спортивных целей и задач.
При организации спортивных занятий происходит первичное ознакомление с правилами поведения и спортивной этикой. Она выступает важным фактором развития общественной морали. Далее происходит воспитание уважительного отношения к сверстникам, с тренеру и иным участникам спортивной деятельности. Это отношение отрабатывается на каждом спортивном занятии. В задачу тренера входит применение принципов морального поведения и норм социального взаимодействия в качестве практического руководства спортсменов в процессе реализации ими спортивной деятельности определенного вида.
В ходе спортивных занятий происходит приобщение спортсменов к общественно-полезной трудовой деятельности. Учащиеся помогают в починке спортивного инвентаря, в его настройке, выполняют разнообразные поручения, организуют тренировку более младших спортсменов.