Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Музыкальное воспитание как педагогическая система

Понятие и сущность музыкального воспитания

Определение 1

Музыкальное воспитание – это формирование и развитие музыкальной культуры личности.

Цель музыкального воспитания: передача музыкального опыта (исполнение, восприятие, анализ и т.д.) подрастающему поколению.

Сущность музыкального воспитания заключается в целенаправленном педагогическом воздействии на личность, для ее гармоничного развития и формирования у нее эстетического вкуса.

В процессе музыкального воспитания педагогом используются различные формы и методы, в зависимости от содержания обучения и музыкальных задатков личности.

Система музыкального воспитания является областью эстетического воспитания личности. Музыкальное воспитание опирается на закономерности музыкального искусства, а также на особенности музыкального мышления и языка. В процессе музыкального воспитания происходит воздействие на эмоциональное состояние личности. Музыка способна удовлетворять духовные и художественные потребности человека и общества в целом.

Компоненты системы музыкального воспитания:

  • Восприятие музыки. Подразумевает обучение прослушиванию, пониманию, оценке и т.д. музыкальных произведений. Основано на эмоциональном воздействии на личность человека. Восприятие музыки во многом зависит от уровня культурного воспитания человека, личного опыта, наличия врожденного и приобретенного эстетического вкуса и музыкальной образованности.
  • Формирование музыкальных возможностей. Предполагает развитие творческих способностей личности, в основе которых лежат врожденные музыкальные задатки (музыкальный слух, чувство ритма, голос и т.д.).

Характеристика различных систем музыкального воспитания

На современном этапе существования музыкального воспитания различают несколько общепризнанных систем.

Система Дмитрия Кабалевского.

Система разрабатывалась для совершенствования уроков музыки в общеобразовательной школе. По мнению Кабалевского существующее построение урока музыки скучно и не интересно для детей, нарушены пропорции уроков, а также наблюдается их оторванность от истинного музыкального искусства. Система Д. Кабалевского предусматривает следующее построение урока музыки: оптимальное сочетание песни, танца и марша. Большое значение Кабалевский придавал и беседам на музыкальные темы, обсуждение музыкальных произведений и т.п.

«Музыкальное воспитание как педагогическая система» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Система Карла Орфа.

Карл Орф разработал систему музыкального воспитания, которая рассчитана не только на детей имеющих определенные музыкальные задатки, но и на тех, у кого они отсутствуют, либо слабо выражены. Суть системы К. Орфа заключается в развитии творческой фантазии, средствами элементарного музицирования. То есть путем игре на простейших музыкальных инструментах, движении под музыку, инсценировки музыкальных сказок и т.д.

Замечание 1

Система К. Орфа разработана для занятий с группой или классом детей. Однако ее эффективность способствовала тому, что ряд педагогов адаптировали данную систему и для занятий с одним ребенком.

Элементы системы К. Орфа:

  • совместное придумывание движений под музыку;
  • в процессе пения или танца использовать различные шумовые инструменты, либо «звучащие» жесты;
  • обыгрывание сюжета.

Система Марии Монтессори.

Данная система основана на системе К. Орфа. Основой системы М. Монтессори является ее девиз воспитания в целом: «Помоги мне сделать это самому», а также принцип, согласно которому во главе системы воспитания стоит превалирование интереса детей.

Мария Монтессори усовершенствовала систему К. Орфа, внеся в нее некоторые оригинальные черты: ребенок должен самостоятельно, на свой вкус выбирать инструменты для музыкального сопровождения танца или игры. Во время музыкальных занятий инструменты лежат в доступном для ребенка месте, он в любое время может взять то, что его больше всего заинтересовало.

Система Золтана Кодаи.

Основой системы З. Кодаи являются некоторые принципы, выделенные Д. Кабалевским, который придавал большое значение музыкальному воспитанию. Основные положения системы З. Кодаи:

  1. Не существует немузыкальных детей, все дети от рождения проявляют интерес к музыке, который необходимо поддерживать на должном уровне и развивать музыкальные способности ребенка.
  2. Основой музыкального воспитания является записывание мелодии по слуху и пение. Причем пение, по мнению З. Кодаи, является важнее игры.
  3. Невозможно воспитать полноценную и разностороннее развитую личность без музыкального воспитания.

Вальдорфская система.

Основателем данной системы является Рудольф Штайнер. Система предполагает отсутствие насилия над личностью ребенка в процессе обучения и воспитания.

Вальдорфская система музыкального воспитания до сих пор вызывает много споров и разногласий среди педагогов. Это связано с тем, что, по мнению ряда ученых, данная система держит детей в оранжевых условиях, и им будет сложно в реальной жизни. Защитники же системы напротив, считают, что свободное воспитание способствует развитию творческой и гармонично развитой личности.

Элементы Вальдорфской системы музыкального воспитания:

  • на первом месте выступает эмоциональное воспитание, а затем уже интеллектуальное;
  • эффективность обучения во многом зависит от отсутствия оценочной системы и проведения экзаменов;
  • осуществление свободных движений под музыку;
  • в процесс обучения и воспитания включено большое количество разнообразных праздников.

Метод Шиничи Судзуки.

Суть данного метода состоит в раннем обучении детей, начиная буквально с 2-3х лет. Ш. Судзуки начинал музыкальное обучение и воспитание с двухлетнего возраста. Уникальный метод был доказан и проверен временем. Одним из доказательств является созданный Судзуки ансамбля скрипачей, возраст которых был 4-5 лет.

Основа метода Судзуки:

  • все дети музыкальны от природы;
  • успех музыкального обучения – это любовь к детям;
  • главные и лучшие учителя – это родители.

Метод Никитиных.

Разработан многодетными родителями Борисом и Леной Никитиными. Основными положениями системы являются:

  • большое значение первого года;
  • не давить, не мешать, а помогать;
  • активное физическое развитие;
  • заинтересованность родителей.

Метод Павла Тюленева.

П. Тюленев является последователем Судзуки и Никитиных, его метод музыкального воспитания основан на следующих принципах:

  • музыкальное воспитание лучше всего начинать с самого рождения;
  • рядом с кроваткой ребенка всегда должен стоять музыкальный инструмент;
  • в процессе обучения использовать музыкальные карточки;
  • время и продолжительность занятий определяет ребенок;
  • во время занятий не должно быть ничего лишнего, отвлекающего внимание ребенка;
  • подталкивать малыша к сочинению музыки;
  • воспитать хорошего слушателя музыки важнее, чем воспитать музыканта;
  • лучший способ музыкального развития ребёнка — обучение на фортепиано;
  • учить, строго соблюдая правило: от простого к сложному.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 30.11.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot