Воспитательный процесс в высшем учебном заведении и его особенности
Организация воспитательного процесса в высшем учебном заведении является социально значимым и важным направлением общественного развития.
Воспитание в вузе имеет социокультурную направленность. Она подразумевает совершенствование досуга студентов, проведение оздоровительных работ, активизацию спортивной и творческой деятельности, профилактику аморального и асоциального поведения, организацию общественно полезной, волонтерской деятельности, творческой самодеятельности.
В условиях современного социально-экономического развития общества, воспитание молодежи направлено на духовное и нравственное развитие личности, ее профессиональное определение и рост.
Воспитательная работа со студентами сосредоточена на развитии потребности личности в достижении личностных успехов, реализации своих целей и задач, формирования самостоятельности, самоутверждения, развития самодостаточности личности, ее основных качеств, способствующих включение в различные сферы общественной жизнедеятельности, получения определенной специализации, профессионального развития.
Целевое назначение воспитательной деятельности вуза отличается опорой на этап общественного развития и изменения, происходящие в социально-экономическом и политическом общественном пространстве. Кроме того, цели должны быть ориентированы на будущее развитие.
Приоритетным направлением воспитательной работы вуза является формирование и развитие всесторонне развитой личности, наделенной гуманистическими качествами, культурно-развитой и социально-активной, способной подстраиваться к быстро меняющимся условиям общественного развития.
Воспитательная работа в вузе ориентирована на организацию таких условий жизнедеятельности студентов, которые будут помогать развивать их активность в различных областях, помогут в гражданской и творческой самореализации и самоопределении, помогут удовлетворить потребности студентов в физическом, интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.
Воспитательные мероприятия должны помочь приспособиться иногородним студентам к специфике условий жизни и учебы в вузе, сформировать и совершенствовать качества, которые потребуются в их профессиональной деятельности, выработать гражданскую позицию и идеологию, развивать и совершенствовать политическую и правовую культуру, совершенствовать трудовые навыки и способности к коллективной деятельности.
Высшие учебные заведения в современном мире возлагают на себя миссию центра культурного просвещения и образования общества, деятельность которого направлена на сохранение и развитие интеллектуальных, творческих, духовных профессиональных качеств у граждан.
Образовательный процесс в вузе имеет культурообразные формы и основывается на развитии традиций национальной культуры, внутренней культурной среды вуза, которые благотворно сказываются на развитии основных патриотических и нравственных начал, формировании ценностных ориентаций студентов, а также педагогов и профессоров.
В центре воспитательного процесса вуза стоит студент с его ценностными ориентирами, интеллектуальными особенностями развития и взглядами. Поэтому воспитательный процесс строится на базе учета возрастных особенностей развития личности учащегося и создании условий для формирования новых личностных свойств, которые способны развиться именно в этом возрасте.
Содержание воспитательной работы в вузе
Поскольку воспитание в вузе ориентировано на целенаправленное формирование гражданского и социального облика будущего профессионала и специалиста, развитие патриотических качеств личности, способной к гибкому, оценочному мыслительному процессу, построению конструктивного диалога и продуктивных взаимоотношений в различных сферах, то его содержание воплощается в следующих направлениях деятельности:
- Гражданско-патриотическое воспитание, ориентированное на развитие правовых норм, ответственного отношения к стране и ее гражданам, уважение и следование законам, формирование активной жизненной позиции.
- Духовно-нравственное воспитание – предполагает развитие гуманистических качеств личности;
- Профессионально-трудовое воспитание – ориентировано на уважении труда, его значимости, пользы любой трудовой деятельности, развитии способностей к креативной работе, совершенствование профессиональных навыков.
- Информационно-пропагандистская деятельность - ориентирована на просвещение в различных сферах деятельности вуза;
- Развитие традиционной культуры каждого вуза, отличающейся своей спецификой. Это помогает развить корпоративную культуру и помочь выпускникам подготовиться к реалиям рыночных отношений и социального устройства.
- Способствование развитию творческого потенциала личности, раскрытию природных задатков. Для студентов организуются мероприятия различной направленности: выставки, конкурсы, студенческие концерты, творческая самодеятельность, дополнительные кружки, спортивные соревнования и т.д.
- Пропаганда здорового образа жизни – направлена на повышение значимости физической культуры, студенческой активности в спортивном направлении, следование основным санитарным правилам и гигиеническим нормам, поддержания и защиту собственного здоровья.
- Организация психологической поддержки учащихся. В вузе присутствует квалифицированный психолог, проводящий персональные и групповые тренинги, консультации по вопросам адаптации к новым условиям, решении учебных, организационных вопросов, построении нормальных коммуникативных связей.
- Формирование мотивационной системы, предполагающей применение различных методик и средств для повышения учебных достижений и творческих успехов. К числу основных мотивационных средств относятся стипендии, гранты, грамоты, подарки, поощрения.
- Организация самопознания и самореализации студентов.
- Способствование развитию системы мировоззрения и миропонимания.
Все эти направления деятельности применяются в комплексе. Они не могут существовать по отдельности. Все они направлены на становление личности в профессиональной сфере и полноценность ее нравственного развития.