Цель, задачи и основные направления воспитательной работы в коллективе
Воспитательная работа в коллективе в основном ложится на плечи классного руководителя. Его основной задачей является сплотить и сдружить детский коллектив, создать в нем благоприятную психологическую атмосферу.
Для того, чтобы воспитательная работа в коллективе была эффективна и принесла ожидаемые результаты, необходимо ее предварительное планирование.
План воспитательной работы в коллективе составляется классным руководителем на год. План имеет конкретную тему, которая отражает имеющуюся воспитательную проблему в ученическом коллективе.
Цель плана воспитательной работы в коллективе: создание необходимых условий для формирования сплоченного и дружного детского коллектива, повышение мотивации на обучение и принятия активного участия в жизни школы.
Достижение цели осуществляется посредством решения ряда воспитательных задач:
- Организация различных видов деятельности учащихся с целью повышения интереса к педагогическому процессу.
- Воспитание у учащихся гражданских и патриотических качеств через максимальное использование потенциала школьного урока и внеклассных мероприятий.
- Совершенствование системы индивидуальной воспитательной работы с учащимися.
- Развитие активной гражданской позиции.
В связи с поставленной целью и задачами воспитательной работы в коллективе, выделяют следующие основные направления воспитательной работы :
- психолого-педагогическое исследование личности ребенка в различных видах деятельности;
- организация индивидуальной консультативной помощи учащимся;
- организация и проведение разнообразных мероприятий, направленных на расширение кругозора учащихся;
- развитие умственных и творческих способностей;
- оказание помощи учащимся по включению в образовательный процесс;
- организация работы по укреплению коллектива учащихся;
- организация интересного и познавательного досуга учащихся;
- осуществление работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Организация воспитательной работы в коллективе
Воспитательная работа в коллективе осуществляется в различных формах и направлениях, в связи с чем, её организация подразделяется на:
Организация воспитательной работы одновременно со всем коллективом, а так же индивидуально с отдельными учащимися. Включает в себя:
- осуществление контроля за посещаемостью, выяснение и анализ причин пропуска уроков;
- оказание помощи в обучение учащимся, которые часто болеют, посредством посещения на дому;
- создание благоприятных условий для успешного обучения;
- осуществление скоординированной деятельности всеми педагогами, работающими с детским коллективом;
- создание условий, необходимых для успешного интеллектуального и творческого развития учащихся, расширения их кругозора;
- формирование актива класса, разделение учащихся на группы, в соответствии с их интересами (художники, экологи, физорги и т.д.).
Организация воспитательной работы во внеурочное время:
- создание благоприятного микроклимата в детском коллективе, формирование положительного межличностного взаимодействия учащихся не только в рамках образовательного процесса, но и за его пределами;
- развитие эффективных навыков коммуникативного общения в коллективе;
- организация и реализация в соответствии с планом внеурочной деятельности, привлечение участия в ней всего класса или только некоторых учеников;
- воспитание у учащихся милосердия и доброты;
- организация и реализация тематических бесед, информационных и классных часов.
Организация воспитательной работы, направленной на изучение и последующее воспитание личности учащихся:
- создание оптимальных условий для формирования у учащихся уважительного отношения к труду, воспитание трудолюбия;
- воспитание нравственности и эстетической культуры;
- воспитание твердой жизненной и гражданской позиции;
- организация работы по изучению личности каждого учащегося с помощью различных диагностических методик и проведение последующей коррекционной работы.
Формирование коллектива
Основой эффективности воспитательной работы является формирование сплоченного и дружного коллектива. На начальных стадиях это достигается путем распределения внутри коллектива ролей и осуществление работы по развитию самоуправления. Распределение обязанностей между учащимися способствует тому, что дети учатся быть ответственными, самостоятельными и организованными. Каждый ребенок начинает понимать, что он часть коллектива и его деятельность вносит в данный коллектив определенный вклад.
У учащихся важно воспитывать понимание того, что очень важно во время и качественно выполнять поручения, иначе можно подвести весь коллектив. Кроме того, более активные учащиеся учатся «следить» за менее активными (пассивными), напоминать им о необходимости выполнения своих обязанностей или даже оказывать помощь.
Постепенно детский коллектив «учится» взаимодействовать, быть «единым организмом», ценить дружбу и положительные качества друг в друге.
Большое значение в сплоченности коллектива имеют такие формы воспитательной работы как совместное проведение праздников, экскурсий, походов и т.д.
В том случае, если один из учащихся принимает участие в соревнованиях или олимпиаде, то очень важно организовать ему поддержку всего класса. Это поможет не только повысить его «соревновательный дух», но и сплотить коллектив в стремлении победить. В случае победы, учащиеся будут воспринимать ее не только как личную победу конкретного ученика класса, но и как победу всего коллектива, испытывая при этом чувство гордости.
Одним из значимых методов воспитательной работы в коллективе имеет работа с родителями учащихся. Родители наравне с детьми должны принимать активное участие в жизни класса, это положительно сказывается на формировании сплоченности детского коллектива.