Специфика воспитательного процесса по В. А. Сластенину
Воспитательный процесс в современной действительности рассматривается с позиции гуманистической модели, ориентированной на личностное развитие, протекающее в согласии и взаимодействии с общечеловеческими культурными ценностями. Воспитательный процесс направлен на формирование основных социальных, культурных и профессиональных качеств личности посредством использования индивидуального подхода к каждому воспитаннику, предполагающего учет специфики основных свойств личности, ее потребностей и интересов, а также построения сотруднических отношений.
Воспитания является процессом, который имеет общественную значимость. Его изучает не только педагогика, но и философия, психология, социология, этнография. Каждая наука рассматривает этот процесс с позиции своей научной направленности, что, тем самым, расширяет и углубляет понятие воспитания, наделяя его новым содержанием и смыслом.
Основное исследование воспитательного процесса производится педагогической наукой. Он имеет свои закономерности, функциональную роль, ценностное значение и базируется на конкретных принципах.
Ведущими воспитательными закономерностями являются:
- Воспитательный процесс обусловлен общественной культурой.
- Воспитание неразрывно связано с учебной деятельностью, но оно занимает важнейшее и более значимое положение в педагогике. От воспитания и его эффективности зависит развитие образования.
- Эффективность воспитательной работы определяется стремлением учащихся к самовоспитанию и самосовершенствованию.
- Воспитательный процесс является системным, т. е. он состоит из совокупности взаимосвязанных элементов – целей, задач, принципов, методов, форм, средств, субъектов и объектов воспитательной деятельности. Они функционируют в тесной зависимости, взаимодополняют друг друга и помогают оптимальному протеканию воспитательных мероприятий.
Закономерности воспитания определяют основные принципы его организации. Принципы воспитания являются правилами, следуя которым происходит реализация основных воспитательных направлений и воспитательной деятельности в целом.
Сластёнин выделяет следующие принципы воспитания:
- Принцип гуманистической ориентации – упор на развитие основных, положительных сторон личности, увлечение перспективами протекания деятельности;
- Принцип научности – опора воспитательного процесса на положения науки и ее основных концепций;
- Принцип коллективного воспитания на базе индивидуального подхода;
- Принцип проявления активности и заинтересованности в воспитательном процессе;
- Принцип единого направления воспитательных требований, устанавливаемых обществом, семьей, воспитательными учреждениями;
- Принцип поэтапного, систематичного и последовательного протекания воспитательного процесса.
Организация воспитательного процесса
Воспитательный процесс являет собой целенаправленную деятельность, связанную с взаимодействием педагогов и учащихся, посредством организации оптимальных условий для самореализации субъектов этого процесса.
Воспитательный процесс, как и процессы иной направленности включает субъектов воспитательной деятельности – педагогов, учащихся, школьный коллектив, группу воспитанников детского сада и т.д. такой процесс основывается на построении системы взаимодействия и сотрудничества между его участниками.
Организация воспитательного процесса происходит в семейных условиях, в образовательных учреждениях, в учреждениях дополнительного образования, центрах культуры, детских общественных организациях и объединениях.
Специфика построения воспитательного процесса, его направленность и комплекс мероприятий зависят от:
- Развитости культурного и социального развития общества;
- Потребностей, желаний, стремлений, интересов, мотивов, специфики направленности деятельности субъектов воспитания.
Воспитательный процесс является системным и поэтапным он протекает путем пошаговых мероприятий, которые необходимы для достижения основных целей и задач воспитания. Воспитательный процесс начинается с постановки воспитательной цели, определяемой потребностями и тенденциями социально-экономического развития общества. Затем эта цель реализуется на практике в совместной деятельности и в общении, на основании чего происходит подведение итогов воспитания, его анализ и оценка эффективности проведенного воспитательного процесса.
Логика построения воспитательного процесса основывается на комплексном характере действий и совокупности мнений его субъектов. Только благодаря базированию на такой логике, воспитательный процесс характеризуется рациональностью и целесообразностью.
Практическая реализация воспитательного процесса осуществляется на основе организации воспитательной работы посредством применения основных форм и средств воспитания. Воспитательная работа предполагает организацию воспитательных мероприятий по специально разработанной педагогической методике.
Итоги прохождения воспитательного процесса и их эффективность определяются квалификацией педагогического состава учебно-воспитательного учреждения, его творческими навыками работы, способностью применять технологии педагогического взаимодействия и грамотно влиять на воспитанников, применять различные, порой, нестандартные подходы к ребенку и разрешать поставленные задачи любыми разрешенными методами.
Этапы становления и развития воспитательной системы
Развитие воспитательной системы является динамичным и непрерывно развивающемся процессом. Он проходит в три основных этапа:
- Становление воспитательной системы. Этот этап начинается с прогноза и планирования построения воспитательной системы. Происходит разработка теоретической концепции воспитательной системы и ее процессов, построение ее структуры и основных компонентов и их связей. Этот этап развития воспитательной системы нацелен на разработку нового педагогического мышления.
- Моделирование системы воспитания. На этом этапе происходит выбор основных направлений деятельности системы воспитания, ее функциональной роли, педагогических методик и технологий работы, определение перечня участников воспитательной деятельности.
- Завершающий этап построения системного процесса. На нем осуществляется построение коллективных взаимоотношений между детьми и педагогами, а также ориентация воспитательной деятельности ее участников на развитие гуманной, свободной, творческой, духовно развитой личности, наделенной основными нравственными качествами и принимающей культурные ценности.