Сущность коррекционно-воспитательной работы
Актуальность коррекционно-воспитательной работы обусловлена наличием значительного количества детей, которые имеют различного рода проблемы, требующие вмешательства со стороны.
Дети, которые входят в категорию, нуждающихся в коррекционно-воспитательной работе:
- Дети, имеющие эмоциональную депривацию – не получившие достаточного внимания и заботы от родителей, через отрицательные поступки и поведение стараются привлечь к себе внимание взрослого.
- Дети, имеющие низкую самооценку – чаще всего в эту категорию входят подростки, у которых остро стоит проблема самоутверждения в обществе и в коллективе. Зачастую для этого они используют асоциальное поведение.
- Гиперактивные дети – дети, имеющие постоянную потребность в новых ощущениях, в связи с чем, они не могут находиться долго в спокойном состоянии. Если не удовлетворят эту их потребность, то они начинают совершать небольшие, а затем и крупные отрицательные поступки.
- Дети-изгои – дети, которых по разным причинам не принимают в детском коллективе. Такие дети имеют нарушенные межличностные связи и слабый уровень адаптации.
- Агрессивные и озлобленные дети – дети, у которых повышена агрессивность по отношению к сверстникам и окружающим.
Таким образом, одной из первостепенных задач педагога является выявление детей, имеющих различные виды нарушений, установление вида нарушение и исходя из него построение коррекционно-воспитательной работы.
Основное направление коррекционно-воспитательной работы – это разрушение имеющихся у ребенка отрицательных установок, стереотипов, мотивов и формирование новых, положительных и общепринятых в современном социуме.
Таким образом, любая коррекционно-воспитательная работа, начинается с проведения диагностики и выявления проблем.
Направление и значимость коррекционно-воспитательной работы определяет круг ее задач:
- Развитие у детей социальной активности и пробуждение интереса к себе и окружающему миру.
- Формирование и развитие умения сотрудничать, адекватно проявлять свою активность, инициативность и самостоятельность.
- Формирование правильной модели поведения.
- Оказание помощи в установлении социального статуса и роли в детском коллективе.
- Оказание помощи в пробуждении у детей интереса к творчеству.
- Оптимизация положительного опыта и закрепление позитивных образцов поведения.
Приемы коррекционно-воспитательной работы
Приемы коррекционно-воспитательного воздействия:
Созидательные приемы – направлены на установление позитивных взаимоотношений между педагогом и детьми, на основе взаимопонимания. Достигается посредством применения таких приемов как доброта, внимание и забота со стороны педагога, небольшие поручения и просьбы, поощрения за хорошо выполненную работу.
Приемы, направленные на формирование у ребенка социально-одобряемого поведения. С этой целью используются следующие приемы:
- личный прием и убеждение;
- оказание ребенку необходимой моральной поддержки и укрепление веры в собственные возможности и силы;
- вовлечение детей в интересную и познавательную деятельность;
Приемы, направленные на понимание динамики формирования детских интересов и чувств. Используются такие приемы как:
- опосредованные приемы достижения изменений в поведении ребенка;
- «фланговый подход» - предусматривает не прямое осуждение плохого поведения ребенка, а корректное побуждение осознания и осмысление содеянного;
- поиск условий, которые способствуют активизации скрытых благородных стремлений и чувств ребенка.
Прямые и косвенные тормозящие приемы:
- прямая и косвенная констатация отрицательного поступка ребенка;
- необычный подарок, который косвенно может указывать на плохое поведение или проступок;
- открытое осуждение отрицательного отношения к взрослому или нарушению норм поведения;
- наказание, которое не является привычным и может быть неожиданным для ребенка;
- предупреждение о недопустимости поступка или поведения.
Вспомогательные приемы:
- создание благоприятной среды, которая способствует проявлению социально-одобряемого поведения;
- отказ от концентрации и зацикленности на отрицательном поведении и проступках ребенка.
Одним из наиболее действенных инструментов коррекционно-воспитательной работы является «слово». В процессе беседы с ребенком, педагог может задеть его чувственные струны, найти к нему индивидуальный подход, понять смысл его поведения и поступков. Именно поэтому вне зависимости от того какие методы и приемы использует педагог, важно разговаривать с ребенком, обсуждать его поведение, поступки, чувства, тревоги и т.д.
Формы коррекционно-воспитательной работы
Основные формы коррекционно-воспитательной работы:
- Организация социальной среды – основана на представлении влияния окружающей среды на формирование личности ребенка. В том случае, если из окружающей среды ребенка убрать асоциальные факторы, то можно избежать формирования нежелательной модели поведения. В рамках коррекционной работы – это, прежде всего, социальная реклама, кинофильмы, положительные примеры из жизни выдающихся людей и т.д.
- Информирование – проведение тематических лекций, бесед, просмотр кинофильмов и их последующее обсуждение, чтение специальной литературы и т.п.
- Активное социальное воспитание – направлено на формирование наиболее важных социально-положительных навыков. Осуществляется в форме различных тренингов.
- Организация деятельности, которая будет являться альтернативой девиантному поведению. Используется во всех видах коррекционно-воспитательной работы. Деятельность зависит от вида нарушения ребенка.
- Воспитание у ребенка навыков по укреплению и сохранению собственного здоровья, потребности в ЗОЖ.
- Активизация личностных ресурсов посредством проведения различного рода занятий – спортивные, творческие и т.д.
Сделать будущее ребенка здоровым и счастливым, воспитать гражданина, способного к социализации, уважающего права и свободы личности, обладающего высокой нравственностью, - вот главная цель каждого педагога.