Профессиональные и личностные качества воспитателя
В современном обществе происходит ряд больших перемен, меняются ориентиры и акценты. Эти изменения коснулись и системы дошкольного образования. Работа ДОУ строится на использовании новых учебных планов и вариативных программ. Современный этап развития дошкольного образования в соответствии с ФГОС меняет цель образовательной работы – вместо набора некоторых ЗУНов, предлагают формировать ряд новых качеств детей.
Повышаются и требования к воспитателям. Воспитатель – не просто профессия, он должен иметь набор качеств, характерных далеко не каждому человеку, это звание нужно заслужить своим трудом, талантом и стремлением к постоянному изменению, преобразованию и совершенствованию.
К уникальным особенностям профессии воспитателя относят следующие аспекты:
- большой объем знаний и умений. Перед воспитателями стоит задача научить детей восприятию и пониманию всего прекрасного в мире, например, природы, музыки, поэзии и пр.;
- воспитатель должен иметь много навыков – шить, мастерить, играть с детьми, петь. Также он должен хорошо знать детскую художественную литературу;
- воспитатель не просто занимается организацией работы детского коллектива, но и личных взаимоотношений детей между собой. Внешности воспитателя в этом процессе отводится не последняя роль. Опрятный внешний вид и мягкая манера общения привлекают не только детей, но и хорошо воздействуют на родителей;
- воспитатель должен развивать и обучать детей, но при этом хорошо понимать и чувствовать детский мир, сочетая в себе строгость с добротой, уважение к ребенку, как личности и требовательность. Поэтому воспитатель должен характеризоваться терпением и гибкостью мышления, чтобы индивидуально и точно применять знания по психологии и педагогике;
- подметив те или иные способности в ребенке, воспитателю необходимо поддерживать зачатки начинаний детей, а также суметь убедить родителей в необходимость развивать в детях тот или иной навык. Для этого воспитателю нужно обладать хорошей наблюдательностью, тактичностью и памятью.
Воспитатель должен владеть перечнем современных образовательных технологий, посредством которых может быть реализовано требование новых ФГОС. Это технология проблемного диалога, игровые педагогические технологии, продуктивное чтение, деятельностные технологии, ИКТ-технологии.
Воспитатели должны не только научить ребенка, но и сохранить его здоровье. То есть задача воспитания современных детей – организовать деятельность, обеспечивающую снижение гиперактивности и тревожности, развивающую волевые качества, сосредоточенность, концентрацию внимания, сохраняющу. и укрепляющая физическое здоровье детей.
Выбор форм работы осуществляется самостоятельно воспитателем на основании контингента воспитанников, оснащенности группы, опыта и творческого подхода воспитателя. Например, на утро, когда воспитанники еще полны сил, следует запланировать наиболее трудоемкую деятельность – беседу, наблюдение, рассматривание альбомов, дидактические игры, трудовые поручения. Постепенно, по мере уставания детей, можно включать в режим дня сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, чтение книг. При чередовании различных видов деятельности на протяжении нескольких дней, обеспечивается разнообразие и баланс деятельности детей, но при этом сохраняется ведущая роль игры, нацеленной на укрепление здоровья дошкольников.
Современные воспитатели, а тем более воспитатели будущего, должны делать детство дошкольников разнообразным. Это становится нормой. Дети получают возможность реализации своей индивидуальности. При этом каждый идет в собственном темпе, а не строем или в ногу. Нужно понимать, что в садик пришли дети-почемучки, которые должны оставаться любознательными.
В профессиональной деятельности воспитатели ДОУ гармонично умеют сочетать и интегрировать традиционные формы взаимодействия с инновационными методами.
Особое внимание следует уделять процессам осуществления воспитательно-образовательной деятельности, основанной на активном взаимодействии с социумом и семьей. Необходимо широко и массово привлекать к деятельности ДОУ родителей, создавая условия для формирования семейных ценностей, сближения и сплочения, воспитания толерантности и активного культурно-спортивного досуга. Можно организовывать праздники, на которых родители вместе с детьми будут выполнять разнообразные творческие задания.
Форматы работы воспитателя будущего
В работе воспитателя будущего могут быть задействованы следующие варианты работы:
- диагностика семей;
- педагогическое просвещение родителей и обмен опытом;
- совместное творчество детей со взрослыми;
- организация совместных мероприятий с учреждениями социума;
- индивидуальная работа с родителями;
- информационное общение через электронную почту, социальные сети, мессенджеры и пр.
Воспитатель будущего сможет привлекать родителей участвовать в реализации программы, создавать условия для полноценного и своевременного развития детей-дошкольников, чтобы на пропустить самый значимый период в становлении его личности. Родители воспитанников становятся активными участниками образовательной деятельности, участниками всех проектов, вне зависимости от того, какая деятельность является доминирующей, а не просто являются сторонними наблюдателями.
Современное общество нуждается не в воспитателе-исполнителе, а в воспитателе-исследователе, инициативном, широко образованном, в связи с чем, педагоги ДОУ стремятся к творческому, нетрадиционному, новому преподнесению материала, интересной организации педагогической работы, предоставляя детям-дошкольникам возможность проявления себя в качестве творческой личности.
Иными словами, воспитатель будущего должен иметь следующий перечень личностных и профессиональных качеств:
- четко видеть современные задачи образования;
- ценностно относиться к ребенку, культуре и творчеству;
- поддерживать процесс личностного становления детей и их саморазвития;
- проявлять гуманную педагогическую позицию;
- сохранять физическое и духовное развитие детей;
- осуществлять педагогическую деятельность, направленную на внедрение современных технологий воспитания и обучения детей;
- стремиться к самообразованию и личностному росту.