Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Воспитание в школе Селестена Френе

Концепция воспитания Селестена Френе

Замечание 1

Селестен Френе является французским педагогом, приверженцем инноваторства в воспитании и обучении.

Френе придерживался идеи о том, что процесс воспитания не должен быть реализован по традиционным методикам, поскольку они неэффективны, не развивают в ребенке самостоятельность.

Педагогические идеи Френе основываются на нескольких основополагающих идеях:

  1. Технологичность обучения. Процесс обучения должен быть основан на применении современных технологий.
  2. Гибкость обучения и воспитания. В процессе воспитания необходимо использовать методы и приемы, которые отличаются гибкостью и подстраиваемостью под конкретного ребенка и конкретную ситуацию.
  3. Транслируемость методов воспитания. Методы воспитания и обучения должны быть адаптированы под текущий этап социально-экономического развития и передаваться между разными институтами образования и направлениями образовательной деятельности, а также уровня и этапами обучения.

Концепция нового воспитания по Френе предполагала полный пересмотр целевого назначения воспитания и его содержания. С. Френе утверждал, что процесс воспитания должен быть ориентирован на полноценное, всестороннее личностное развитие в разумной социальной среде, в которой ребенок будет жить и, на благо которой трудиться, ориентированной на его существование и развитие, удовлетворение потребностей и интересов. Это позволит ребенка стать полноценным гражданином, наделенным честью, достоинством и стойкостью, трудолюбием и стремлением жить и трудиться, формировать гармоничное и организованное общество.

Естественно, такая цель воспитания и обучения, ориентирована на идеал, но к идеалу следует стремиться, чтобы воспитать ответственного гражданина, наделенного нравственными ориентирами поведения, волевыми качествами и гуманистическими ориентирами деятельности.

Замечание 2

Концепция воспитания Френе предполагает ориентацию на раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка и реализацию его социального становления.

«Воспитание в школе Селестена Френе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Раскрытие индивидуальности ребенка, реализация его природного потенциала стоит в приоритете в воспитательном процессе. Склонности и интересы ребенка лежат в основе успешного формирования будущего сознательного гражданина, стремящегося трудиться на благо обществу.

Содержание воспитательного процесса базируется на следующих направлениях деятельности:

  1. Физическое развитие ребенка. Необходимо поддерживать физическую форму организма, укреплять здоровье, поскольку, оно является основой развития других направлений содержания воспитания: «В здоровом теле- здоровый дух».
  2. Интеллектуальное развитие. Оно ориентировано на воспитание умственных способностей ребенка и формирование у него познавательной заинтересованности, мотивации к изучению окружающего мира. Оно реализуется путем овладения навыками пользования механическими орудиями труда, в ходе творческой деятельности, обучения чтению и письму, математике и исследования окружающего мира.
  3. Трудовое воспитание. Приобщение ребенка к трудовой деятельности, путем выполнения элементарных трудовых операций, добывания интеллектуальной информации, ее сопоставление с реальной жизнедеятельностью. Такое воспитание требует организацию мастерских в школах, где дети будут совершать какие-то трудовые операции в ходе обучения. При этом, трудовое воспитание не может носить принудительный характер: ребенок вправе сам выбирать направления деятельности, чтобы трудовое воспитание не стало ремесленным.
  4. Формирование эстетического восприятия. Данное направление реализуется путем создания эстетической обстановки в учебном заведении, ориентированной на мотивацию к познанию, через чувственное и эмоциональное восприятие окружающего мира. Для этих целей создаются живые уголки, устраиваются выставки, реализуются уроки художественного творчества и художественные мастерские.
  5. Гражданское воспитание. Оно направлено на формирование гражданина общества, наделенного нравственными качествами и моральными принципами поведения. в школе необходимо создавать условия для формирования личного опыта поведения, чтобы ребенок учился действовать, опираясь на нравственность, становясь полноценным гражданином социума.

Педагогические инварианты С. Френе

Согласно идеям С. Френе, концепция нового воспитания предполагает выбор новых методов и средств, приемов и технологий, принципов воспитания, которые были названы автором инвариантами. Данные инварианты являются фундаментальными основами воспитательного процесса т.е. их нельзя изменить и под них требуется подобрать соответствующие направления и методы реализации воспитательной работы в школе. К таким инвариантам относятся:

  1. Равнозначность природы ребенка и природы взрослого. Ребенок является таким же индивидом, как и взрослый. Он отличается только тем, что он более молод и находится в стадии развития, которая должна привести его к такому же состоянию, в котором пребывает взрослый. Ритм и темп его развития, восприятия мира, осознание его устройства и правил отличается от взрослого человека. При этом, ребенок имеет потенциал развития, который уже не имеется у взрослого, но у него нет жизненного опыта, он более слаб и не осведомлен, что мешает его приспособлению к социальной среде. Поэтому, воспитание требует учета особенностей развития ребенка и постановки воспитателя на место воспитанника. Это дает возможность правильно реагировать на ошибки ребенка, его проступки.
  2. Ни ребенок, ни взрослый не любят указаний и приказов. Приказы всегда воспринимаются в штыки, особенно, если они расходятся с реальными желаниями человека. Любой человек выбирает свой путь и уверенно движется. При наличии сомнений в правильности этого пути, развитие и продвижение дальше тормозится, а порой, вообще останавливается. Авторитаризм в воспитании неэффективен. Необходимо использовать такие методы воспитания, которые дают ребенку самостоятельность выбора направления своего развития, инициативность деятельность, исключая жесткий контроль и руководство.
  3. Стремление к успеху развивает энтузиазм и желание работать. Традиционная система обучения обязательно приводит к неудачам ребенка в различных направлениях деятельности. Это подавляет желание учиться и развиваться. Модель школы должна быть изменена с подавляющей ребенка на формирующую различные ситуации его успеха.
  4. Объяснения учебного материала не всегда интересны ребенку. Требуется организовывать урок в нестандартной форме, привлекающей внимание и активизирующей желание ребенка к познанию.
  5. Фундаментом воспитания выступает достоинство личности. Процесс воспитания должен быть ориентирован на создание системы взаимного уважения между педагогами и учащимися.
  6. Жизненный оптимизм. Он лежит в основе выбора инновационных методов обучения, его гибкости, изменения курса при необходимости.
Дата последнего обновления статьи: 30.08.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot